Изобразительное искусство


                                                    17.02

Тема: Эллада 



                                                    10.02

  ТЕМА: Города в пустыне

Формируемые УУД:

Познавательные: формирование умения находить информацию в тексте, пользоваться толковым словарем; умения видеть и находить причинно-следственные связи; расширять представления об окружающем мире.

Коммуникативные: формирование умения вступать в диалог, выслушивать различные точки зрения и высказывать свою; умения работать в паре.

Регулятивные: формирование умения составлять план и последовательность действий, осуществлять свою деятельность в соответствии с замыслом.

Личностные:формирование эстетических ценностей и вкусов, освоение национальных традиций искусства других народов, формирование толерантности.

Оборудование: учебники, альбомы, цветные карандаши, акварель, ножницы, клей, белая бумага.

Ход урока:

1.Орг.момент. Проверка готовности к уроку.

2.Вступительная беседа. Целеполагание.

-Прочитайте тему нашего урока.

- Что вы знаете о пустыне?

- Где расположены пустыни?

- Как вы думаете, можно ли в пустыне построить город?

- Где он будет расположен?

- Из каких материалов возможно его построить и почему?

Сегодня мы поговорим о красоте древних городов, построенных в пустыне.

3. Изучение нового материала.

 Рассмотрите иллюстрацию 





- Что вы видите?

- Как вы думаете, почему на фотографии мы не видим людей?

Да, ребята, перед нами древний город, сохранившийся до наших дней. Это памятник архитектуры, музей под открытым небом. Поэтому в нем никто не живет.

-Чем город в пустыне напоминает стан кочевников? Что такое купола, где мы сталкивались с этим понятием?

-Сейчас мы узнаем, как восточные мастера украшали свои изделия.

- Что такое ОРНАМЕНТ?

-Давайте уточним по словарю, что такое ИЗРАЗЕЦ

-Интересно, а как называются все эти красивые постройки и некоторые их части?

-Как называется религиозный университет?

-Что такое «мечеть»?

-Для чего возле храмов строились башни-минареты?

-Как называется усыпальница знатного человека? Можно ли сказать, что усыпальница – это постройка для сна людей?

Давайте уточним по словарю значение слова УСЫПАЛЬНИЦА.

Физминутка

4. Просмотр иллюстраций.

- Я предлагаю вам совершить путешествие в Среднюю Азию, полюбоваться на искусство древних мастеров, которое дошло до наших дней.









5. Практическая работа.

-А сейчас предлагаю вам создать образ древнего среднеазиатского города.

Вы можете создать изображение на листе бумаги, а можете – в объеме.

Прочитайте задания 1 и 2 на с. 108. Выполните одно из них, на выбор. Рассмотрите изображения работ других детей на с.108-109.

(Дети работают самостоятельно, учитель оказывает индивидуальную помощь)

6. Выставка лучших работ, оценивание.

7. Итог урока.

-Что вам особенно понравилось, запомнилось на сегодняшнем уроке? О чем вам хотелось бы рассказать дома?

-Какие трудности встретились в работе? В чем характер затруднений?

                                           03.02

Тема: Народы гор и степей

Цели: познакомить со своеобразием построек и образа жизни на Крайнем Севере и в горах Кавказа; дать понятие о красоте разных регионов мира; подчеркнуть связь природных условий с культурой; продемонстрировать разницу при постройке дома на Крайнем Севере и в горах; познакомить с терминами «иглу», «яранга», «чум», «аул».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники познакомятся со спецификой образа жизни людей в разных условиях; узнают стороны их существования; передадут в своих работах изображение природы и жилища.

Оборудование: принадлежности для рисования, географическая карта мира.

Ключевые слова и понятия: Крайний Север, чум, яранга, иглу, аул.







                                               27.01

Тема: «Отношение к красоте природы в японской культуре»

 Цель: создание условий для восприятия эстетического характера традиционного для Японии понимания красоты природы.

 Задачи:

- изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами и т.д.);

- развивать живописные и графические навыки;

- приобретать новые умения в работе с выразительными средствами;

- осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Материалы (для учеников): Бумага с изображением пейзажа, цветная бумага, клей, ножницы, кисти, карточки с заданиями, бумажные цветы сакуры).

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

Предполагаемые результаты:

Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию.

Метапредметные: освоение УУД.

Предметные: получение новых знаний, их преобразование и применение.

Ход урока.

  1. Организация учащихся на урок.
  1. Мотивация учебной деятельности.

– Сегодня мы опять отправляемся в страну восходящего солнца – Японию. Поприветствуем друг друга и гостей по-японски. Здравствуйте – КО-НИ-ШУ-А!

  1. Первичное усвоение новых знаний.

Давайте с вами выясним, почему Японию называют «страной восходящего солнца» и что отличает эту страну от других.

1.  Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства  первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца».  Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца  Аматерасу.

2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллионов жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм.

3.  В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.

4.  Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников  – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей.  В этот день дома украшают бумажными карпами и цветными куклами.

5. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни).

6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.

7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.

В этой стране все странно, её называют  — «Страна наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу.

  Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относят почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана. Ещё в далёкой древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость. Сложилось искусство рассматривать и любоваться.

Главная черта японского искусства – стремление к гармонии с природой. Удивительное явление культуры Японии – это ландшафтные сады. В них растут крошечные, карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы размером от 30 до 50 см.

Японцы могут часами любоваться садом камней, садом на воде. В саду можно увидеть искусственные водопады и ручьи, изогнутые мостики. И все-таки камни в саду везде. Их расположение, форма и цвет имеют свой смысл, историю, легенду. Для японцев камни священны. Как и священна сама природа. В Японии следят за чистотой воздуха и оберегают все вокруг.

Японские фотографы и живописцы огромное внимание уделяют отточенности рисунка, каллиграфически прорисовывая детали. Например, вместо того, чтобы попытаться охватить взором целое дерево, они наслаждаются красотой одной ветки, одной иголки. Есть целое направление «рисования сосновой иглы».

Японское искусство органично связано с поэзией. Поэзия представлена трехстишиями (хокку).

Над ручьем весь день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень. (Тие-ни)

Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку.

То бабочка была. (Кито)

Хокку японского поэта Басё:

Ива склонилась и спит.

И кажется мне соловей на ветке

Это её душа.

  1. Первичная проверка понимания.

Теперь этому искусству учат всех японцев. В школе есть особый предмет – искусство любования. На этих уроках учат:

всматриваться в привычное – и видеть неожиданное;

всматриваться в простое – и видеть сложное;

всматриваться в некрасивое – и видеть красивое;

всматриваться в малое – и видеть великое!

Я  хочу раскрыть вам тайну искусства этой страны, которая состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. - Как вы понимаете это высказывание? Что значит вслушиваться в несказанное? (Это значит слушать звуки природы. Умение понять когда человеку грустно, а он об этом не говорит.)

Верно. А как это любоваться невидимым? (Это ощущать запах, слушать пение птиц, журчание ручейка, чувствовать прикосновения и др.)

У японцев появился обычай любоваться природой.

Япония сильна своими традициями. Из глубины веков в современность пришёл праздник цветущей сакуры. Он наступает, когда приходит долгожданная пора весеннего пробуждения. Розовые соцветия превращают деревца в кудрявые благоухающие облака. Весело кружась в струях ветра, цветы опадают, не увядая, словно не желая поступиться своей красотой. Это праздник весны и молодости. Все идут любоваться красотой, которой одарила их природа. Сегодня мы поговорим об особенностях японского пейзажа – картины. У них есть одна особенность, мало привычная нашему искусству. Когда мы говорим пейзаж, мы представляем картину, на которой …….. помогайте мне. На которой, художник изображает красоту полей, лесов, красоту родной природы в разных состояниях и в разные времена года. То есть открытие  пространства с синеющими далями, или природную среду с планами ближними и дальними. Вспомните, пожалуйста, имена русских  художников – пейзажистов, с которыми мы уже встречались на уроках. 

А теперь давайте посмотрим на  природу изображённую японским художником и сравним её с одной из работ , например, И. Левитана.




В чём разница между этими картинами?

Как вы считаете, можно назвать эту картину, это изображение пейзажем?

Говорите нет – обоснуйте же – почему? И всё же – это пейзаж. Только в отличии от европейских художников – художники Японии , Китая изображают мир, природу, вглядываясь в детали.

Послушайте отрывок из японской поэзии и поделитесь своими впечатлениями от услышанного:

Гляжу – опавший лист                                Идешь по    облакам,

Опять взлетел на ветку.                               И вдруг на горной тропке

То бабочка была.                                           Сквозь дождь – вишнёвый цвет.

                                                                                                              Кито.

Каждое стихотворение – маленькая картинка.  Немногими словами намечено то, что мы должны домыслить, дорисовать в воображении.

И  поэту и живописцу в Японии присуще одно и то же понимание природы, выделяя в природе одни и те же моменты, они подчёркивали своё отношение к ним. Благодаря этому, произведения приобретали лирически индивидуальное звучание.

       Сами японцы рассказывают такую притчу, когда их спрашивают, в чём разница между ними и европейцами:

       «У моста через реку растёт цветок. Мимо шёл японец. Подошёл к цветку, полюбовался, порадовался за себя, за того, кто шёл здесь до него, за того, кто пойдёт после него и тоже полюбуется этой красотой. Порадовался и … пошёл дальше. А цветок остался расти.

А если пройдёт мимо европеец, то он сорвёт цветок, понюхает его, порадуется и … выбросит».

      Японский народ чутко и глубоко любит природу. Японцы умеют любоваться луной, водопадами, каждой маленькой травинкой. Они поклоняются красоте.
       Жилище японца украшает 1 картина, для него невозможно смотреть сразу на 2 картины, как невозможно слушать сразу 2 музыкальных произведения.. У картины-пейзажа есть одна особенность, мало привычная нашему искусству. Когда мы говорим «пейзаж», значит на картине изображена природа: луга, поля, леса, горы.

      (Сравнение картин русских художников-пейзажистов с японскими картинами-свитками).
       Японские пейзажисты рисуют часть природы, её детали. Художники Востока видят природу по-иному. В поэзию Японии проникает: и шепот веток, и шорох песка, и рокот ветра, и журчание воды. В живописи так же присутствует образ природы, как бы в прозрачной дымке.

       У японцев есть Праздник цветения сакуры (японской вишни). Этот праздник в Японии отмечается в конце марта – начале апреля и связан с любованием природой, в частности – ветками цветущей сакуры. Цветущим деревьям много строк посвятили поэты, прослушайте эти строки:

 Зацвела Сакура

Вот расцвел идеальный цветок,

И украсил собою деревья

Нежно-розовый цвет лепестков

Отражает в глазах наслажденье.

Наслаждение той красотой

Что природа нам всем подарила

В этом маленьком, чудном цветке

Она всю свою страсть уместила.

      Сакура является повсеместно известным символом Японии, а в самой стране распространена необычайно: её изображения встречаются в рисунках, украшающих кимоно, посуду и другие предметы быта. Цветы вишни для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни: человек проживает свою жизнь так же, как падает лепесток сакуры? красиво и очень быстро?   
      И мы с вами сегодня через рисунок ветки сакуры попробуем прикоснуться к японской культуре.

6. Физминутка


7. Подготовка перед практической работой.

- Каждый создаст свой неповторимый пейзаж на свитках-панно. Вы можете, ребята, использовать какие-то отдельные зарисовки. Приглашаю вас в мир японского пейзажа.

- Как изображают природу японские художники? (Изображают детально: отдельное дерево или ветка с птичкой, цветок с порхающей бабочкой, ветка сакуры.)

- Очень важно красиво скомпоновать ветку или стебель дерева, куст на листе или стебель тростника. Листья и цветы изображайте группами, не разбрасывая их по одному.

- Какое растение оживит вашу картину, создаст праздник? (Сакура.)

- Подумайте, где вы расположите все детали пейзажа? Подумайте заранее, где будут изображены насекомые. Птицы. Линии рисунка должны быть выразительными. Не старайтесь делать изображение многоцветным.

- Какие три цвета возьмем за основу? (Желтый, синий, красный.) Можно добавлять в выбранные цвета чёрную краску, она даст сдержанные, изысканные тона.

- Какими красками будем изображать пейзаж? Какой он должен получиться? (Нужно работать жидкими красками, чтобы изображение получилось прозрачными.) Линии рисунка должны быть легкими.

8. Практическая работа учащихся.

Задание: Изобразить природу через детали, характерные для японских художников

Ветка дерева с птичкой;  цветок с бабочкой; трава с кузнечиками и стрекозами;  ветка цветущей вишни на фоне тумана или дальних гор.

9. Итог урока.

в своей работе?

- Что у вас вызвало интерес?

10. Рефлексия.

- Как бы вы оценили свою работу?

Вы побывали в стране восходящего солнца, зарядились его позитивной энергией и стали похожи на маленькие солнышки. Мне хочется, чтобы вы не растеряли это тепло, согрели им тех, кто в этом нуждается, и сами светились огоньками человеческого тепла и доброты.

 

 


                                    


                                   


                                 

                                 20.01 

 

Тема. «Образ человека, характер одежды в японской культуре».

 

Цели:

1.    Дать представление о характере одежды в японской культуре.

2.    Показать различия японской и русской одежды.

3.    Воспитывать уважение к культуре, обычаям, традициям другого народа.

4.    Развивать воображение, эстетический вкус и творчество.

5.    Воспитывать трудолюбие.

 

Оборудование:

Репродукции картин, иллюстрации, рисунки.

Материалы: карандаш, фломастеры, лист белой бумаги.

 

Ход урока:

Приветствие.

1.    У нас сейчас урок изо. Я думаю, что он будет очень интересным и занимательным.

2.    Сообщение темы и цели урока.

- Угадайте, что это за страна, в которую мы сейчас отправимся.

3.    Беседа.

Государственный флаг Японии несёт в себе это название. Он представляет собой белое полотнище с ярко-красным солнцем посередине.

Однако обычаи и традиции очень чтят в этой маленькой стране. Народ Японии умеет радоваться малому, восхищаться малым. Художники вырисовывают каждую деталь в своей работе, каждую линию, каждую веточку.

Белоснежные шапки горгоры в облаках цветущей вишни, прозрачные водопады, нежные цветы передают радость жизни.

Японский народ любит природу. Он воспел в своих сказках и стихах цветение слив и вишен, красную листву клёнов, первый снегСказки рассказывают после трудового дня, это для них отдых. «Если будем днём рассказывать, то мыши будут смеяться», - говорят японцы.

Они умеют любоваться луной, водопадами, маленькой травинкой. Японцы поклоняются красоте.

Традиции и обычаи также отражены и в одежде японского народа.

- Как она называется?

(кимоно) (сравнить с женской русской одеждой).

У японцев – кимоно, которое в ХХ веке приобрело большую популярность в мире. (праздничное и повседневное, во время церемонии свадебное кимоно).

4.    Рассказ учителя.

а) Японка – грация

женственность

скромность (гребни заколки)

б) Как носить?

спина прямая

подбородок слегка втянутый

плечи расслабленно

избегать резких, размашистых движений (видны руки и ноги)

А это считалось дурным тоном.

в) Каждому времени года соответствовал свой вид кимоно.

Летнее – один слой, без подкладки, с короткими рукавами. Узор – бледный тон.

(кимоно) Он состоял из пейзажей, растений или домашней утвари.

В прохладный день – кимоно на подкладке. Цвет голубой или синий.

Зимнее – подкладка, утеплялась слоем шёлка (сырца) или ваты.

г) 10 м ткани, ширина 35 см.

Дhello_html_290bd621.gifлина (ж) – от макушки до пят

(м) – от плеч до щиколоток

д) Яркие тёплые тона.

е) Пояс – (бант на спине)

ж) Раньше –12 слоёв.

Теперь – 2-3 слоя (или один)

6.    Работа с учителем.

а) Симметрия.

б) Ассиметрия.

в) Осевая линия

 

г) Выполнение рисунка в цвете.

Особая красота кимоно – это в его росписи. (цвет рисунка, орнамент (узор).

Цвета одежды олицетворяли стихии.

Рисунки и орнаменты (узоры) – времена года и природные явления.

Стихия Огня – тонируем красным цветом.

Стихия Металла – белый цвет.

Стихия Воды – чёрный.

Стихия Дерева – зелёный.

Цвет Земли – жёлтый.

(долгое время – только император)

(члены его семьи не носили одежды такого цвета).

Сакура (цветок или веточка) - приход весны.

Красный клён – осенний пейзаж.

Бамбук – стойкость и мужество.

Бабочка – о пожелании счастья.

Сосна – символ долголетия.

Пейзаж – вид горы.

7.    Выставка работ.

8.    Подведение итога урока.

- С чем мы сегодня познакомились на уроке?

- Что нового узнали?

 




                                       13.01

Тема: Образ японских построек

Цель: ознакомление с архитектурой Японии.

Задачи:

  1. дать представление о японском храме - пагоде;
  2. развивать воображение, творчество;
  3. воспитывать интерес к культуре, искусству других народов.

Оборудование: презентация к уроку

Ход урока

1.Организационный момент

2.Рассказ учителя

Начиная тему об искусстве народов мира, трудно решить с какой страны начать. Обратимся, пожалуй, к солнцу. И начнем со страны, где по легенде рождается день. Отправимся в Страну восходящего солнца – Японию.

Бескрайний океан. Со дна океана поднялись высокие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. Никто точно не помнит, как попали сюда отважные люди. Но люди до сих пор с трепетом и восхищением любуются по утрам торжественным восхождением  огненного диска солнца из вод океана. Люди прозвали свою страну Ямато, что переводится как «путь гор». Но сегодня её все называют Япония.  

Япония расположена на островах. Острова не имеют устойчивой платформы как материки. Поэтому на островах часты землетрясения.  Большую опасность представляют подводные землетрясения, порождающие огромные волны цунами (высотой более 50м). Накатываясь на берег, они сметают все на своём пути. Из почти 160 японских вулканов свыше 50 действующих и 20 спящих.

Япония – страна туманов. Вот выйдешь ранним утром или после дождя в сад, а кругом удивительная красота: то, что близко, например ветка с нависшими на ней светящимися каплями, видно крупно, ясно, а всё, что вдалеке, размыто, серебристо, словно мягкая тень.

 Ещё в  далёкой древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость. Сложилось искусство рассматривать и любоваться.

Теперь этому искусству учат всех японцев. В школе есть особый предмет – искусство любования.

    На этих уроках учат:

  1. всматриваться в привычное – и видеть неожиданное;
  2. всматриваться в простое – и видеть сложное;
  3. всматриваться в некрасивое – и видеть красивое;
  4. всматриваться в малое – и видеть великое!

Сегодня мы  поговорим о японском храме ПАГОДА. Здание японского храма похоже на изящную лёгкую башню. Свою собственную кровлю (крышу) имеет каждый этаж. Особенности этих крыш – поднятые кверху концы. Как будто  они улыбаются или юбочками кружатся на ветру! К концам кровли иногда подвешивают колокольчики, ими играет ветер, и они звенят.

3. Самостоятельная работа учащихся. 

Попробуйте нарисовать один из храмов – пагод, стараясь передать все его особенности.

4. Итог урока.

Анализ ошибок. Оценка работ. Выставка.





09.12

Тема: Древний город и его жители

Цель:Создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа  древнего русского города с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами.

Задачи:  

 Образовательные:

-знать несколько названий древнерусских городов, основные элементы древнерусского города;

-понимать значение терминов: собор, колокольня, сторожевая башня, частокол, ров;

- уметь составлять композицию, подбирать цветовую гамму.

  Развивающие:

-развивать  творческий потенциала учащихся, эстетический вкус, образное мышление, чувства меры и композиционного строя.

- формировать представление о многообразии национальных художественных культур, их особенностях и красоте.

  Воспитательные:

-создавать условия для воспитания таких качеств как: аккуратность, усердие, уважение и любовь к древнерусской культуре, толерантность, умение работать в группе.

- прививать интерес к созданию собственной композиции.





02.12

Тема: Древнерусский город - крепость. Древние соборы.

Цель урока: Создание эскиза древнерусского города – крепости на основе освоения знаний об архитектуре древнерусских городов

Задачи:

-образовательные: формировать личность с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к ее историческому прошлому.

-развивающие: воспитывать творческую познавательную активность, нравственно эстетическое отношение к миру и искусству.

-воспитательные: воспитывать любовь к родному краю.



25.11

Тема урока: «Наши праздники»

Цели:

Познакомить учащихся с народными праздниками, обычаями и традициями предков;

 Задачи:

Воспитывать бережное отношение к народным традициям, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства, обеспечить освоение приемов коллективной работы. Развивать творческие способности, наблюдательность, память, графические навыки,  умение сравнивать и делать выбор,  давать эстетическую оценку произведениям Б.Кустодиева, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.





18.11

Тема: Воспевание труда в искусстве

Цели: развивать эстетическое восприятие и понимание красоты труда людей в жизни и произведениях изобразительного искусства; обучать анализу содержания и художественных особенностей рекомендуемых картин; воспитывать любовь и уважение к труду человека.

Оборудование: художественные принадлежности для рисования красками.

                                                                   Ход урока

I. Организация класса.

II. Беседа по теме урока.

Каждый народ через произведения своих художников, поэтов, музыкантов воспевает человека труда. Изображая людей в труде, ребенок острее чувствует общность, которая существует между всеми тружениками, проникается уважением к труду, понимает красоту человека-труженика.

III. Самостоятельная работа.

IV. Итог урока.

Анализ и оценка выполненных работ. 





 11.11

 Тема «Образ красоты человека. Мужской образ»

Цель урока: познакомить учащихся с представлениями русских людей – наших предков о красоте мужчины: труженике и защитнике Родины и рода.

Задачи: познакомить учащихся с образом русского богатыря в литературе и живописи, развивать образное мышление, совершенствовать навыки работы в цвете, воспитывать гордость за свою принадлежность к русской истории.

 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. 
У каждого народа веками складывался образ красоты человека. 
На прошлом уроке мы говорили о красоте русской женщины. Сегодня на уроке познакомимся с образом мужской красоты.

2. Беседа по теме урока. 
            
Образ мужчины всегда тесно связан с его трудом. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. Одежда у русского крестьянина была довольно простой, не такой нарядной как женский костюм. Рубаха, которую шили из отбеленного льна, да штаны, на ногах – лапти, сапоги были обувью праздничной. 

По вороту, рукавам и низу рубахи наносились вышитые узоры. Подпоясывалась рубаха кушаком. В одежде просматривалась простота, удобство, некоторая строгость и скромность. 

В образе русского крестьянина соединены представления о единстве могучей силы и доброты – Добрый молодец. Он умеет работать на своей земле и умеет ее защищать. Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Для защиты своих земель русичи строили оборонительные сооружения – крепости, использовали для защиты от врагов леса, озера, реки, холмы, но не только высокие стены защищали наших предков от врагов. 

В мирные дни русский человек был крестьянином, пахарем, сеятелем, кормильцем. А в дни лихолетья становился воином, защитником. Образ защитника земли русской воспет в былинах, это образ русских богатырей. Былины повествуют о мужественной борьбе русских людей против врагов – кочевников. Наиболее популярен был богатырь Илья Муромец, крестьянский сын из города Мурома. Илья Муромец победил Соловья-разбойника, Идолище, Калина-царя.
            
            Наложил он стрелочку каленую,
            Да спустил тетивочку шелковую,
            Его тую ль стрелочку каленую,-
            Так просвистнула стрелочка каленая,
            А попала в Соловья-разбойника,
            А попала ему да во правый висок;
            Она сбила Соловья да из сырого дуба
            Во сыру землю да и во ковыль-траву.

Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич, победивший Змея на Ручей-реке. 
Еще один богатырь часто встречается в народных былинах – это Алеша Попович. Но не только в былинах был создан образ 
богатыря-защитника. 

Многие русские художники обращались к этой теме. Картина русского живописца В.М. Васнецова «Богатыри» (беседа по картине). Подчеркивается, что художник так же, как и русский народ, наделил своих героев национальными чертами характера, которые уважали в народе – отвагой, спокойствием, великодушием, находчивостью, готовностью принести любую жертву для защиты отечества. Пейзаж в картине подчеркивает ощущение величия и красоты русских воинов. 

Другой художник П. Корин изобразил легендарного защитника земли русской – Александра Невского (беседа по картине).

Рассмотрим, как выглядело снаряжение богатырское. Поверх обычной одежды одевалась кольчуга, состоящая из металлических колец, по бокам у кольчуги были сделаны разрезы для того, что бы удобнее было садиться на лошадь. Кольчуга была дорогой, поэтому простые воины носили кожаные рубахи с нашитыми металлическими бляхами. Важной частью снаряжения был остроконечный шлем по форме напоминавший купол церкви – луковку. Со шлема спадала кольчужная сетка, которая защищала шею. Оружие богатырское: меч, копье, лук со стрелами, щит, топор.
 

3.Самостоятельная работа учащихся.

Задание: изобразить портрет-образ русского богатыря.

Лист расположить вертикально, при любом варианте изображения: в полный рост, по пояс или по грудь. Наметить пропорции фигуры: руки до середины бедра, локти до талии, плечи широкие, шея мощная, ноги крепкие. Рисуя голову учесть, что у богатыря могли быть усы и борода. Работая над изображением оружия надо помнить, что все сразу рисовать не нужно – богатырь вряд ли мог одновременно держать в руках меч, копье, щит, лук, стрелы, палицу.

4. Итог урока. Выставка и анализ работ.



Комментариев нет:

Отправить комментарий