Факультатив "Занимательная грамматика"


16.02

Творческие задания по русскому языку по теме «Три склонения существительных»

 для учащихся 4 классов

 


На каждые задания даются две – три разновидности инструкции (РИ) и переход от начальной, более сложной формулировки задания к менее сложной (сильным деткам даю сначала инструкцию I РИ), а слабым начиная со II РИ, если не справляются, то предлагаю инструкцию III РИ).

Такие задания позволяют ученикам осознанно усваивать изучаемый материал, и становится активными участниками урока.

Задание 1.

Узнай склонения существительных:

  1. Голубь, тюлень, отряд, ручей, якорь, клей, пень, чай, дед;
  2. Яблоня, рожь, лужайка, тень, боль, дедушка, дядя, полянка;
  3. Солнышко. Утро, яблоко, поле, письмо, колесо, полотенце, горло, болото.

1         I РИ

  1. Прочитайте. В какой группе есть существительные разных склонений? Существительные, каких склонений есть в этой группе? Назовите признаки найденных склонений.
  2. Выпишите слова этой группы по склонениям.
  3. Что вы можете сказать о первой и третьей группах слов? Назовите признаки найденного склонения в этих двух группах.

  1. Голубь, тюлень, отряд, ручей, якорь, клей, пень, чай, дед;
  2. Яблоня, рожь, лужайка, тень, боль, дедушка, дядя, полянка;
  3. Солнышко. Утро, яблоко, поле, письмо, колесо, полотенце, горло, болото.

II РИ

  1. Найдите окончание каждого существительного. Укажите его склонение.
  2. Какие группы существительных можно объединить в одну группу, а одну группу разделить на две? Почему? Выпишите слова этой группы по склонениям.

  1. Голубь, тюлень, отряд, ручей, якорь, клей, пень, чай, дед;
  2. Яблоня, рожь, лужайка, тень, боль, дедушка, дядя, полянка;
  3. Солнышко. Утро, яблоко, поле, письмо, колесо, полотенце, горло, болото.

III РИ

  1. Распределите слова второй группы по склонениям: выпишите отдельно существительные 1-го и 3-го склонения.
  2. В первой и третьей группах помещены существительные 2-го склонения. Назовите признаки 2-го склонения существительных.

09.02

Тема: Несклоняемые существительные



02.02

Тема: Изменение существительных по падежам 

Цели:

- обобщение знаний об имени существительном;

- развитие памяти, внимания, речи;

- воспитание интереса к процессу познания.

Оборудование урока: игровое поле, фишки, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Условия игры

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов.

Вы – участники игры «Имя существительное!».

Задания для игры

1. Назовите в каждой группе по 5 слов, поставьте к ним вопросы:

а) явления природы: …

б) названия профессий: …

в) увлечения: …

2. Найдите «четвертое лишнее»:

а) пробег, бегун, беглянка, бегу;

б) добро, добряк, добренький, удобрение;

в) родня, родился, родители, родник.

3. Назовите формы одного и того же слова:

а) цветы, цветок, на цветке, цветком, цветочный, цветик, у цветка, цветку;

б) цирк, у цирка, циркач, цирковой (номер), к цирку, с цирком, о цирке;

в) скрипки, скрипач, со скрипкой, скрипичный (ключ), у скрипки, скрипке.

4. Продолжите:

а) чтобы определить падеж имени существительного надо:

б) чтобы определить падеж имени существительного надо:

в) чтобы правильно написать безударное окончание существительного надо:

5. Определите склонение имен существительных:

а) сирень, белизна, плащ, салют, задира, умница, доблесть, радио;

б) мудрость, лисица, невежда, зимовщик, медаль, трамвай, забияка, непоседа;

в) сирота, кофе, какао, милашка, агент, профессор, львица, мышь.

6. Назовите несклоняемые имена существительные:

а) алмаз, какао, буря, шоссе, плен, ателье, везение;

б) алоэ, матч, цитата, кофе, шасси, падеж, шорох;

в) радио, матч, кино, камыш, лепесток, меню, табло.

7.Разгадайте шараду, определите род и склонение имен существительных-отгадок:

а)Только два предлога,
А волос в них много. (ус)

в)Начало – нота, 
Второе – игра,
Целое встретится у столяра.

(долото)

б) Начало – голос птицы,
Конец на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.

(картина)

8. Просклоняйте имена существительные:

а)метро 
б)палатка 
в) тире

9. Поставьте имена существительные в нужном падеже:

а) стоит возле (дом), нашел на (чердак), запивал (молоко), помогал (брат).

б) котлеты из (свекла), объяснил (задача), написал (ручка), готов к (ответ).

в) пирожки с (капуста), ссора между (друзья), сделал для (друг), въехал в (деревня).

10. Подберите к глаголам подходящие по смыслу имена существительные в творительном падеже:

а) косят …, рыбу ловят …, копают …, руки моют …, кур кормят … .

б) суп едят …, печь топят …, бреют …, пилят …, пыль вытирают … .

в) машину заправляют …, шьют …, рисуют …, стригут … .

11. Отгадайте загадку, просклоняйте слово – отгадку:

а) В тесной избушке ткут холст старушки. (Пчелы)

б) Что идет не двигаясь с места? (Время)

в) Гостя примут от души: так обнимут – не дыши. (Тиски)

12.Поставьте данные имена существительные в родительном падеже:

а) ботинки, рамы, задачи, мандарины, сапоги, музеи, календари;

б) яблоки, помидоры, облака, носки, места, собаки, варежки;

в) задачи, каникулы, окна, груши, чулки, адреса, торты.

13. Поставьте данные имена существительные в предложном падеже:

а) на (автобус), на (метро), в (песок), в (пруд), на (место), о (случай);

б) о (гора), на (болото), в (кресло), в (пальто), в (ухо), в (седло),

в) в (марафон), на (стол), при (стадион), в (начало), на (метро), о (муравей).

14. Поставьте данные имена существительные в творительном падеже, укажите склонение, выделите окончание:

а) письмо, лень, тополь, ягода, ясень, семья, трость;

б) степь, сокол, место, долина, осень, дождь, зелень;

в) сердце, прелесть, ремесло, морковь,

15. Допишите окончания имен существительных, укажите склонение и падеж:

а) ехал в трамва., встал с постел., застрял в болот., писал в тетрад., подарил Зо.;

б) котлеты из морков., ехал по пустын., родился в август., летал в неб., стоял на площад.;

в) гуляли в парк., родился в июл., жил в Казан., железная дорога в Сибир., рисовал в альбом..

16.Определите падеж выделенных имен существительных;

а) И малый росток дает хороший плодок. Прочел новую книгу – встретился с другом. Всяк свою работу делай, на другого не кивай.

б) По работе и мастера знать. Без смелости сила попадет на вилы. Хорош соловей голосом, а поле – колосом.

в) Без заботы и репы не вырастишь. В бою за Отчизну и смерть красна.. Собаку палкой не учат.

17. Поставьте данные имена существительные в родительном падеже множественного числа:

а) машина, чайка, майка, заяц, облако, матрешка, друг;

б) перо, слива, приз, этаж, танк, весло, слива;

в) газета, жилец, яблоко, страница, рот, мысль, село.

18.Закончи предложения:

а) Постоянные признаки имени существительного – это…., непостоянные признаки – это … . Начальная форма имени существительного – это ….

б) В русском языке … падежей. Чтобы определить имени существительного в предложении, нужно … .

в) В русском языке … склонения. К 1-му склонению относятся имена существительные …; ко

2-му склонению …; к 3-му склонению … . Чтобы определить склонение нужно … .

Молодцы! Спасибо за игру!

 

26.01

Тема: Части речи. Имя существительное

Цели:

 Воспитывать интерес к русскому языку, стремление к знаниям.

Формировать позитивное отношение к предмету. Расширять и углублять знания; повышать активность. Развивать логическое, творческое и нестандартное мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас. Расширять кругозор учащихся.

Дорогой друг! Ты – участник игры и можешь показать успешно все те знания и умения, которые ты получил на уроках русского языка. Будь внимателен, терпелив и настойчив!

Критерии оценки.  За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении  заданий – минус 0,25 балла.

Задания, оцениваемые в 1 балл

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

2. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.  А как будут называться эти животные женского рода? Запиши. 1 балл за каждое правильное слово.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. 
В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию, заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки ответьте: что она для этого сделала?

(А) сказала волшебнику, что она медведь;

(Б) спрятала хвост;

(В) сказала волшебнику, что она не хищник;

(Г) сказала волшебнику, что она лисица;

(Д) покрасила шерсть в серый цвет.

 

4. Готовясь к уроку, учитель подобрал четыре слова на новое правило: врачи, жара, часы, грибной,… Какое слово пятое?

А) роща

Б) лыжи

В) рукав

Г) трава

Д) частый

Задания, оцениваемые в 2 балла

5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры? За каждое слово 2 балла.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. За каждое слово 2 балла.

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери? ________________________

б) Витя, не надо краба ртом трогать. ______________________________________

7. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра. За каждое слово 2 балла.

8. Посмотри на слова АППЕТИТ, МОЗГИ, НЕЖНОСТИ, ХОЛОД и реши, кто лишний. Объясни почему.

Собака, кошка, волк, телёнок, курица.

9. Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Необходимо использовать все буквы. За каждое слово 2 балла. Всего 6 баллов.


лик + пена = __________________________

иск + том = ___________________________

кожа + ворон = ________________________

 

Задания, оцениваемые в 3 балла

10. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 3 балла за каждое слово.
Известн… кафе, 
старин… рояль, 
прозрачн… тюль, 
хохлат… какаду,
чёрн… вуаль,
горяч… кофе,
детск… шампунь,
стар… мозоль.

11. Укажи, в форме какого падежа слово дорожка не употребляется в тексте стихотворения. 1,5 балла за 1 правильный ответ.

Дорожка домой мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой красивее нет!

И если б зашёл я не знаю куда,

Дорожку домой отыскал бы всегда.

На этой дорожке и в трудные дни

Я пел бы без устали песни свои.

а) И.п. в) Д.п. д) Т.п.

б) Р.п. г) В.п. е) П.п.

Задания, оцениваемые в 4 балла

Задания, оцениваемые в 6 баллов

13. Спиши и распредели слова по типу орфограмм в три столбика. За каждое правильное слово 0,5 балла.

Сл…дит, зага…ка, ут…щили, затр…щали, ре…ька, овра…ки, запл…сались, бесе…ка, прелес…ный, извес…ный, зв…нок, чу…ство.

Задания, оцениваемые в 5 баллов

14. Твой одноклассник писал сочинение «Как я провёл зимние каникулы». Когда он написал его, то обнаружил, что он не знает, как обозначаются «комнаты» в разных учреждениях. Помоги ему заменить выделенные слова на подходящие по смыслу. 5 баллов - 1 балл за 1 слово.

В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате(________________) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату45(_______________). Бабушка меня водила в музей. Там в комнате (______________древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (________________) на верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате (_____________) в школе.

Задания, оцениваемые в 8 баллов

15. Прочитай, найди, подчеркни «крылатые выражения» и объясни их значение:(максимально 8 баллов: 1 балл за то, что нашел фразеологизм, 1 балл за объяснение)

Глеб у доски повесил нос,_____________________________________________________

Краснеет до корней волос,____________________________________________________

Он в этот час, как говорится, ________________________________________________

Готов сквозь землю провалиться,____________________________________________

О чем же думал он вчера,__________________________________________________

Когда баклуши бил с утра?___________________________________________________

 

19.01

       КВН по русскому языку «В мире занимательной грамматики».

Вступительное слово.

Кто не знает Винни Пуха – медвежонка , который сочиняет забавные шумелки, пыхтелки, ворчалки? Пожалуй таких не найдётся. Но было время, когда у нас в стране никто с ним не был знаком. Правда, было это очень давно – целых 30 лет назад! Винни Пух и все все все его друзья жили тогда в Англии, в Зачарованном лесу и умели говорить только по – английски. Но все они оказались очень хорошими учениками Б. Заходера. Вскоре Винни Пух стал совсем совсем русским медвежонком. Одно время он даже по радио учил ребят русскому языку. Вот почему Винни Пух придумал нам задания .

1 конкурс.

Разминка «Назови одним словом».

Храбрый человек……..

Болтливый человек………

Ленивый человек………..

Мудрый человек………….

Богатый человек……………

Грубый человек………..

Сильный человек……….

Весёлый человек………..

2 конкурс.

Прочти правильно, что здесь написано:

Портфель, случай, статуя, магазин, красивее, звонит, километр.

Алфавит, средство, столяр, библиотека, баловать, повторим, шофёр.

Вставь пропущенные буквы там, где это нужно.

Чудес..ный, мес..ность, гла..кий, но..ки, по..писать, об..явление, тр..пинка, к..ртофель.

Прекрас..ный, трос..ник, сколь..кий, ло..ки, о..дать, под..езд, сн..жинка, м..рковь.

Сосчитай, сколько букв и сколько звуков в словах.

Юла-                              Ёж -

Коньки –                       Деньки -

Солнце -                        Сердце –

3 конкурс

«Кто больше найдёт».

Из букв слова транспорт, составьте как можно больше новых слов.

4 конкурс.

Стихоплёты.

Солнце………

Привет……….

5 конкурс.

«Колодец, дай воды напиться».

Колодец позволит воды напиться тому, кто выполнит задание «Четвёртое лишнее».

Воды, водитель, подводный, водянистый.

Водить, наводнение, паводок, подводный.

6 конкурс

«Конкурс – капитанов».

По названным частям составьте слово:

Его корень в слове лесной, приставка в слове перелёт, суффикс в слове грибок, окончание в слове волк.

Его корень в слове дороженька, приставка в слове попрыгать, суффикс в слове лесник, окончание в слове заяц.

Из двух частей составьте народные приметы.

Синица пищит…..    к долгой весне

Дым столбом…… зиму вещает

Длинные сосульки…… к морозу

Ласточка низко летает…..к грозе

Шумит хвойный лес……. дождь предвещает

Муравьи прячутся в гнёзда….. ожидай оттепель

 

12.01

Урок-игра по теме: "Имя существительное".


Цели:

- обобщение знаний об имени существительном;

- развитие памяти, внимания, речи;

- воспитание интереса к процессу познания.

Оборудование урока: игровое поле, фишки, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Условия игры

- Отгадайте загадку:

Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам

Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов.

Вы – участники игры «Имя существительное!». Перед вами игровое поле с номерами от 1 до 30. Участники игры спешат к финишу. На пути вам встретятся трудности и преграды в виде заданий, которые нужно выполнить. Преодолеть их поможет знание русского языка.

Представители команд поочередно бросают кубик и передвигают фишки своего цвета в соответствии с количеством очков на кубике в том случае, если команда верно выполняет задание, которое соответствует тому номеру кружка, на который должна быть поставлена фишка. Если верного ответа нет, то эта команда остается на том же кружке, вопрос передается другой команде, которая в случае правильного ответа передвигает свою фишку вперед. Удачи вам! Вперед к победе!

Задания для игры

1. Назовите в каждой группе по 5 слов, поставьте к ним вопросы:

а) явления природы: …

б) названия профессий: …

в) увлечения: …

2. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные:

а) загадать - …., молчать - …, добрый - … ;

б) ловкий - …, открывать - …, смелый - … ;

в) закладывать - …, розовый - …, грубый - … .

3. Измените имена существительные по числам:

а) … - лица
ухо - …
молоко - … 
… - очки 

б) … - банты
волос -…
… - штаны
хвоя - …

в) … - косы
друг - …
молодежь - …
… - ножницы

4. Подберите к данным существительным синонимы:

а) темнота, …, …, …, … ;

б) бой, …, …, …, … ;

в) буря, …, …, … .

5. Подберите к данным существительным антонимы:

а) плюс - …, успех - …, юноша - … ;

б) свет - …, радость - …, свобода - … ;

в) правда - …, прибыль - …, подъем - … .

6. Найдите «четвертое лишнее»:

а) пробег, бегун, беглянка, бегу;

б) добро, добряк, добренький, удобрение;

в) родня, родился, родители, родник.

7. Назовите формы одного и того же слова:

а) цветы, цветок, на цветке, цветком, цветочный, цветик, у цветка, цветку;

б) цирк, у цирка, циркач, цирковой (номер), к цирку, с цирком, о цирке;

в) скрипки, скрипач, со скрипкой, скрипичный (ключ), у скрипки, скрипке.

8. Замените одним словом с шипящим на конце:

а) двенадцать часов ночи - … .
картина природы - … .
глухое место - …
строительный материал - … .

б) зерновая культура - … .
вьющееся растение - … .
ловкий человек - …
домик из веток - … .

в) рябчики, утки, глухари, тетерева - … .
человек, выступающий в цирке - … .
ювелирное украшение, которое прикалывают на платье, костюм - … .
белый душистый цветок, расцветающий весной - … .

9. Продолжите:

а) чтобы определить падеж имени существительного надо:

б) чтобы определить падеж имени существительного надо:

в) чтобы правильно написать безударное окончание существительного надо:

10. Определите склонение имен существительных:

а) сирень, белизна, плащ, салют, задира, умница, доблесть, радио;

б) мудрость, лисица, невежда, зимовщик, медаль, трамвай, забияка, непоседа;

в) сирота, кофе, какао, милашка, агент, профессор, львица, мышь.

11. Назовите несклоняемые имена существительные:

а) алмаз, какао, буря, шоссе, плен, ателье, везение;

б) алоэ, матч, цитата, кофе, шасси, падеж, шорох;

в) радио, матч, кино, камыш, лепесток, меню, табло.

12.Разгадайте шараду, определите род и склонение имен существительных-отгадок:

а)Только два предлога,
А волос в них много. (ус)

в)Начало – нота,
Второе – игра,
Целое встретится у столяра.

(долото)

б) Начало – голос птицы,
Конец на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.

(картина)

13. Просклоняйте имена существительные:

а) метро
б) палатка
в) тире

14. Поставьте имена существительные в нужном падеже:

а) стоит возле (дом), нашел на (чердак), запивал (молоко), помогал (брат).

б) котлеты из (свекла), объяснил (задача), написал (ручка), готов к (ответ).

в) пирожки с (капуста), ссора между (друзья), сделал для (друг), въехал в (деревня).

15. Подберите к глаголам подходящие по смыслу имена существительные в творительном падеже:

а) косят …, рыбу ловят …, копают …, руки моют …, кур кормят … .

б) суп едят …, печь топят …, бреют …, пилят …, пыль вытирают … .

в) машину заправляют …, шьют …, рисуют …, стригут … .

16. Разгадайте ребус, разберите слово как часть речи:

17. Отгадайте загадку, просклоняйте слово – отгадку:

а) В тесной избушке ткут холст старушки. (Пчелы)

б) Что идет не двигаясь с места? (Время)

в) Гостя примут от души: так обнимут – не дыши. (Тиски)

18.Поставьте данные имена существительные в родительном падеже:

а) ботинки, рамы, задачи, мандарины, сапоги, музеи, календари;

б) яблоки, помидоры, облака, носки, места, собаки, варежки;

в) задачи, каникулы, окна, груши, чулки, адреса, торты.

19. Поставьте данные имена существительные в предложном падеже:

а) на (автобус), на (метро), в (песок), в (пруд), на (место), о (случай);

б) о (гора), на (болото), в (кресло), в (пальто), в (ухо), в (седло),

в) в (марафон), на (стол), при (стадион), в (начало), на (метро), о (муравей).

20. Поставьте данные имена существительные в творительном падеже, укажите склонение, выделите окончание:

а) письмо, лень, тополь, ягода, ясень, семья, трость;

б) степь, сокол, место, долина, осень, дождь, зелень;

в) сердце, прелесть, ремесло, морковь,

21.Назовите вопросы, предлоги, окончания, роль в предложении:

а) родительного падежа;
б) дательного падежа;
в) предложного падежа.

22. Назовите вопросы, предлоги, окончания, роль в предложении:

а) именительного падежа;
б) винительного падежа;
в) творительного падежа.

23. Допишите окончания имен существительных, укажите склонение и падеж:

а) ехал в трамва., встал с постел., застрял в болот., писал в тетрад., подарил Зо.;

б) котлеты из морков., ехал по пустын., родился в август., летал в неб., стоял на площад.;

в) гуляли в парк., родился в июл., жил в Казан., железная дорога в Сибир., рисовал в альбом..

24.Определите падеж выделенных имен существительных;

а) И малый росток дает хороший плодок. Прочел новую книгу – встретился с другом. Всяк свою работу делай, на другого не кивай.

б) По работе и мастера знать. Без смелости сила попадет на вилы. Хорош соловей голосом, а поле – колосом.

в) Без заботы и репы не вырастишь. В бою за Отчизну и смерть красна.. Собаку палкой не учат.

25. Поставьте данные имена существительные в родительном падеже множественного числа:

а) машина, чайка, майка, заяц, облако, матрешка, друг;

б) перо, слива, приз, этаж, танк, весло, слива;

в) газета, жилец, яблоко, страница, рот, мысль, село.

26. Расставьте ударение в словах:

а) алфавит, досуг, статуя, поняла, положит, позвонит;

б) брала, жаворонки, красивее, цемент, кварталы, повторит;

в) сантиметр, занят, занята, изредка, столяр, приняла.

27. Допишите имя и отчество в каждом ряду:

написал открытку (кому?) … …;

получил письмо (от кого?) … … .

28.Распределите имена существительные в две группы:

а) глуш(?), багаж(?), сторож(?), брош(?), роско(ш), саквояж(?), мододеж(?), мелоч(?);

б) тиш(?), пустош(?), кирпич(?), луч(?), стеллаж(?), упряж(?), дрож(?), грош(?);

в) силач(?), обруч(?), чертеж(?), туш(?), реч(?), помощ(?), гараж(?), рож(?).

29. а) Распределите пары слов в две группы: застрял в лифте, купался в речке, трещина на стекле, дырочка в зернышке, оставил на улице, думал о весне.

б) Распределите пары слов на две группы: стоит пень – увидел пень, растет дерево – нашел дерево,

висело гнездо – свил гнездо, застегнул ремень – ремень сделан из кожи.

30.Закончи предложения:

а) Постоянные признаки имени существительного – это…., непостоянные признаки – это … . Начальная форма имени существительного – это ….

б) В русском языке … падежей. Чтобы определить имени существительного в предложении, нужно … .

в) В русском языке … склонения. К 1-му склонению относятся имена существительные …; ко

2-му склонению …; к 3-му склонению … . Чтобы определить склонение нужно … .

Молодцы! Спасибо за игру

 

08.12

Тема: Занимательное словообразование

Знать: понятие о слове и его значении, что такое викторина, лексическое и

грамматическое значение слова.

Уметь: составлять из одного слова несколько слов, отвечать на вопросы,

использовать грамматические навыки при составлении слов.

  1. Наборщик. Детям дается задание из данных слов составить как можно больше других слов. 

СПОРТ ( порт, сорт, сор, рост, спор, рот, торс)

САМОЛЕТ ( лето, масло, сало, мед, мало, мал, лот, мол)

СТОЛЯР ( стол, сто, яр, рост, трос)

  1. Найдите слова. Составить лесенку слов по первой и последней букве. Детям раздаются индивидуальные карточки.

Б - - - - - - - - - - а бензоколонка

Б - - - - - - - - - а барабанщица

Б - - - - - - - - а библиотека

Б- - - - - - - а балалайка

Б - - - - - - а балерина

Б - - - - - а берлога

Б - - - - а бумага

Б- - - а бочка

Б- - а база

Б – а бра


3.Грамматическая арифметика. 

С + мелкое место поперек реки = ? ( Сброд)

С +домашнее животное с мягкой пушистой шерстью = ? ( Скот)

С + хвойный лес = ? ( Сбор)

С + спрятанные ценности = ? ( Склад)

С + место стоянки судов = ? ( Спорт)

С +тонкая ветка = ? ( Спрут)

С + сражение = ? ( Сбой)

С + дом для отдыха = ? (Сдача)


  1. Хвостоглав. На доске записаны части слова, нужно добавить нужную букву или звук так, чтобы получилось новое слово.

Мы – мальчишки – коротышки.

Будем рады, если ты

Поразмыслишь и отыщешь

И начало и хвосты

МЕЛЬ

МОЛ

МАК ( шМЕЛЬ, МЕЛЬница, хМЕЛЬ, МОЛоко, МОЛодец,

МОЛь, сМОЛа, МОЛекула, МАКароны, гаМАК, МАКет)

  1. Доскажите словечко. Учитель читает вслух, дети хором договаривают слова.

Часовщик,прищурив глаз, А петух с колючим ежиком

Чинит часики для …(нас) Режет сало острым …( ножиком)

Кто один имеет рог? Собаки, не троньте верблюда

Отгадайте! …( носорог) Для вас это кончится худо:

Он ловко дерется с врагами

Своими большими …(ногами)

01.12

Тема: Почему их так назвали?

Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Цель: развивать речь учащихся, мышление, смекалку, творческие способности- прививать интерес к русскому языку;- воспитывать навыки коллективной работы.-привитие любви к великому русскому языку,-формирование интереса к нему как к учебному предмету,-повышение общей языковой культуры.

Ход занятия:

1.Орг.момент.

2.Актуализация опорных знаний

«Узелки на память» (повторение правил).

3.Составление сказки «Вот так родственники!» 

Сказка про –КОС- и –КАС-.


Я расскажу вам сказку про –КОС- и –КАС-. Они дружат с детства. Когда мы их пишем в словах и путаем, они на нас сердятся.


Как же научиться не путать их друг с другом?


Оказывается очень просто. У корня –КАС- есть друг суффикс А, а у –КОС- нет такого друга. И поэтому корню –КОС- очень обидно. Но что поделаешь?


Например, слова кАсАется, кАсАние пишутся с гласной А в корне, потому что рядом с ними друг – суффикс А.


А вот в словах кОснулся, соприкОснулся этого волшебного друга нет, поэтому в корне –КОС- мы пишем гласную О.

4. Работа со словообразовательным словарём.

В глубочайшей древности существовало в праславянском языке слово «ага». От этого «ага» сначала было произведено при помощи суффикса – ода слово «агода», которое затем превратилось в  «ягода». Изначально оно имело значение «то, что выросло».

        Другой взгляд на происхождение слова: «ягода» образовалось от  «яг-« - «щечки» - с помощью суффикса – од. Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые).

Задание . Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

        Красна яг…[т]ка – да на вку[с] г…рька.

        Не с каждого цв…[т]ка  яг…[т]ка, не всякое дер…во даёт пл…ды.

        С одной яг…[т]ки сыт не будешь.

        Собирай по яг…[т]ке – наберёшь кузовок.

Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!


5. Разгадывание ребусов.

Ребус № 1 – масло

Ребус №2 –молоко

Ребус № 3 – яйца

Ребус № 4 – изюм

Ребус № 5 –мука

Ребус № 6 – соль

Ребус № 7 – дрожжи

Ребус № 8 – икра

Ребус № 9 – горох

Ребус № 10 –рожь


7 Рефлексия.



24.11

Тема: Стихи классиков(наблюдение за афоризмами и крылатыми выражениями в произведениях)

Цель урока: дать учащимся представление о крылатых выражениях.

Задачи урока:

1. Научить употреблять в своей речи слова из разных стилей языка; указать на безграничные возможности великого могучего русского языка.

.Ход урока:

I. Актуализация внимания.

II. Сообщение темы занятия.

– Ребята, скоро вы перейдете в 5 класс. У вас будут проходить уроки литературы. Вы узнаете много интересного, новые произведения, новых писателей, поэтов. Это очень увлекательные, интересные, волшебные уроки. Тема нашего сегодняшнего занятия “Крылатые выражения”.

– Что это за выражения?

– Почему они называются крылатыми?

– Чтобы лучше усвоить, выполним задания.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

Задание 1.

1) Прослушайте текст. Подумайте, какими словами из текста его можно озаглавить?

Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ми в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел. Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Побежали домой одним духом собирать снасти. В назначенное время мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат какзаревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

– Что означает это выражение?

– Какие еще выражения, употребленные в переносном значении, встретились в тексте?

– Как вы понимаете?

– Какие еще выражения вы знаете?

– Что они обозначают?

2) В русском языке существует немало таких выражений, которые иногда можно заменить одним словом.

Пример:

во весь дух – быстро

морочить голову – обманывать

в час по чайной ложке – медленно

рукой подать – близко

– Что они обозначают?

– Можно ли их понимать в прямом смысле?

– Вот какое недоразумение может произойти.

3) Замолчи Петрусь, говорят!

Прикуси язык, говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил!

– Что случилось с Петрусем?

– Почему это произошло?

– Как надо понимать прикуси язык?

Задание 2.

4) А теперь задание Я читаю стихотворение. Найдите устойчивые обороты. Что они обозначают?

За окном едва

Пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава.

Другой, засучив рукава.

– Какой здесь устойчивый оборот?

– Когда его употребляют?

Оказался молодцом,

Смог, осилить ношу

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

– Какой здесь оборот?

– Когда употребляют?

Вешать можно на гвоздь

Полотенце и трость.

Лампу, плащ или шляпу,

И веревку, и тряпку.

Но никогда и нигде

Не вешайте носа в беде.

– Какой здесь оборот?

– Когда употребляется?

5) Из истории оборотов 

Историю многих оборотов нам объяснить уже трудно, появились они очень давно. Выраженияспустя рукава и засучив рукава, появились в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами. У мужчин 95 см, а у женщин на 40 см больше. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами. Неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-то плохо, лениво – работают спустя рукава, а о людях, которые умело работали – работают – засучив рукава. Хотя рукава могут быть короткие.

Выражение попал впросак, возникло тогда, когда мастеровой люд вил веревки на специальном станке, называемом просак. Зазеваешься – попадет в станок пола или длинный рукав, не сразу выберешься. Хорошо, что сам жив останешься, лишь одежду испортишь. Вот и теперь говорят: попал впросак – попал в неудобное положение.

Хорошо нам известный оборот шиворот-навыворот родился в далекие времена и был связан с унизительным наказанием. Провинившегося барина сажали спиной вперед на старую лошаденку. Богатую одежду с расшитым воротником надевали наизнанку – шиворот-навыворот. В таком виде виноватого возили по улицам. И теперь мы говорим шиворот-навыворот, если оденемся не так. Но так можно сказать и не только об одежде.
Все вы конечно слышали выражение 
кричать во всю Ивановскую. А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого называли Ивановской. На этой площади специальные люди - дьяки, оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.

6) Некоторые устойчивые обороты были взяты из русских сказок.

Многие вам знакомы.

Из каких сказок появились такие выражения?

Встань передо мной, как лист перед травой. (Сивка-Бурка) 

Рожки да ножки.

Кому корешки, а кому вершки.

Битый небитого везет.

По щучьему велению.

– Как вы понимаете эти обороты?

7) Игра “Закончи фразу”

Поди туда – (не знаю куда) 

Скоро сказка сказывается – (да не скоро дело делается) 

Это все присказка не сказка – (сказка будет впереди).

– Как вы их понимаете?

8) Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных.

Догадайтесь 

голоден как (волк)

хитер как (лиса)

труслив как (заяц)

неповоротлив как (медведь)

надут как (индюк) нем как (рыба)

– Почему появились эти выражения?

9) Сценка “Ни пуха, ни пера”.

Рано утром Мама-Квочка

В класс отправила сыночка

Говорила: “Не дерись, не петушись”.

Поспеши уже пора.

Ну, ни пуха, ни пера.

Через час едва живой

Петушок идет домой

Ковыляет еле-еле

Он со школьного двора,

А на нем и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

– Что пожелала Мама-Квочка?

– Почему стихотворение заканчивается словами “Нет ни пуха, ни пера”?

– Где они употреблены в переносном значении?

10) Сценка “Три загадки”.

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

– Я тебе покажу, где раки зимуют! А второй ему:

– Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!

Тут подбежал к ребятам дежурный и давай их расталкивать. А они на него напустились:

– Все сидишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами? Тут дежурный как крикнет:

– Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки.

– Какие выражения встретились?

Кто сможет объяснить?

Не ссорьтесь!

Помните о том,

Что может быть беда

В дым разругаетесь.

Потом – сгорите от стыда.

11) Из истории 

Я покажу, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков их ледяной воды. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки, и после этого человек часто болел. Отсюда и пошло: если хотят серьёзно кого-то наказать говорят: “Я покажу тебе, где раки зимуют”.

Лезть из кожи и спать с открытыми глазами связаны с живым миром. Линяют, т.е. вылезают из своей кожи раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы.

12) Игра “Пантомима”.

Объясните с помощью жестов крылатые выражения, а мы угадаем.

Реветь в три ручья.

Уши развесить.

Пальчики оближешь.

Спать с открытыми глазами.

13) Сочинение рассказов.

– Сочините небольшой рассказ, используя крылатые выражения.

Сказочный.

История из жизни.

Мечта.

14) Кроссворд.

По горизонтали:

Назови, одним словом:

1. Морочить голову... (обманывать)

3. В час по чайной ложке... (медленно)

Закончи фразу:

2. Нем как ...(рыба

3. Голоден как... (волк)

По вертикали:

Назови одним словом:

1. Рукой подать ... (близко)

2. Во весь дух ... (быстро)

Закончи фразу:

3. Хитер как ... (лиса)

4. Труслив как ... (заяц)

IV. Итог.

– С какими выражениями мы познакомились?

– Можно ли их понимать в прямом смысле?

 17.11


Тема: Крылатые слова"

Цели:

 Воспитывать интерес к русскому языку, стремление к знаниям.

Формировать позитивное отношение к предмету. Расширять и углублять знания; повышать активность. Развивать логическое, творческое и нестандартное мышление, внимание, наблюдательность. Обогащать словарный запас. Расширять кругозор учащихся.

Представление команд.

Представление жюри.

Правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

4. (каждый правильный ответ – 1 балл)

Первый конкурс

Критерии оценки.  За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – минус 0,25 балла.

Задания, оцениваемые в 1 балл

1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник
Б) камыш
В) заслонка
Г) посёлок
Д) укротитель

2. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.  А как будут называться эти животные женского рода? Запиши. 1 балл за каждое правильное слово.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3.
 В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой «Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их желания. При этом он использует некоторое правило, и получается, что лев и тигр могут загадать по одному желанию, заяц — два, а косуля — три. Хитрой лисе захотелось загадать больше желаний. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки ответьте: что она для этого сделала?

(А) сказала волшебнику, что она медведь;

(Б) спрятала хвост;

(В) сказала волшебнику, что она не хищник;

(Г) сказала волшебнику, что она лисица;

(Д) покрасила шерсть в серый цвет.

4. Готовясь к уроку, учитель подобрал четыре слова на новое правило: врачи, жара, часы, грибной,… Какое слово пятое?

А) роща

Б) лыжи

В) рукав

Г) трава

Д) частый

Задания, оцениваемые в 2 балла

5. Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры? За каждое слово 2 балла.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Найдите спрятанные в предложениях Фамилии хорошо известных вам писателей, выпишите их. За каждое слово 2 балла.

а) Мама, а змея, рыба, комар, шакал - это всё звери? ________________________

б) Витя, не надо краба ртом трогать. ______________________________________

7. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра. За каждое слово 2 балла.

8. Посмотри на слова АППЕТИТ, МОЗГИ, НЕЖНОСТИ, ХОЛОД и реши, кто лишний. Объясни почему.

Собака, кошка, волк, телёнок, курица.

9. Путем перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Необходимо использовать все буквы. За каждое слово 2 балла. Всего 6 баллов.


лик + пена = __________________________

иск + том = ___________________________

кожа + ворон = ________________________

Задания, оцениваемые в 3 балла

10. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях. 3 балла за каждое слово.
Известн… кафе, 
старин… рояль, 
прозрачн… тюль, 
хохлат… какаду,
чёрн… вуаль,
горяч… кофе,
детск… шампунь,
стар… мозоль.

11. Укажи, в форме какого падежа слово дорожка не употребляется в тексте стихотворения. 1,5 балла за 1 правильный ответ.

Дорожка домой мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой красивее нет!

И если б зашёл я не знаю куда,

Дорожку домой отыскал бы всегда.

На этой дорожке и в трудные дни

Я пел бы без устали песни свои.

а) И.п. в) Д.п. д) Т.п.

б) Р.п. г) В.п. е) П.п.

Задания, оцениваемые в 6 баллов

13. Спиши и распредели слова по типу орфограмм в три столбика. За каждое правильное слово 0,5 балла.

Сл…дит, зага…ка, ут…щили, затр…щали, ре…ька, овра…ки, запл…сались, бесе…ка, прелес…ный, извес…ный, зв…нок, чу…ство.

Задания, оцениваемые в 5 баллов

14. Твой одноклассник писал сочинение «Как я провёл зимние каникулы». Когда он написал его, то обнаружил, что он не знает, как обозначаются «комнаты» в разных учреждениях. Помоги ему заменить выделенные слова на подходящие по смыслу. 5 баллов - 1 балл за 1 слово.

В зимние каникулы мы с бабушкой ездили в город Одесса. В поезде в комнате(________________) с нами ехал военный. В Одессе в гостинице мы поселились в комнату45(_______________). Бабушка меня водила в музей. Там в комнате (______________древних животных я видел скелет динозавра. Из всех развлечений мне понравилась прогулка на теплоходе. Там у нас была комната (________________) на верхней палубе. Из Одессы я привёз много фотографий и хочу сделать фотовыставку в нашей комнате (_____________) в школе.

Задания, оцениваемые в 8 баллов

15. Прочитай, найди, подчеркни «крылатые выражения» и объясни их значение:(максимально 8 баллов: 1 балл за то, что нашел фразеологизм, 1 балл за объяснение)

Глеб у доски повесил нос,_____________________________________________________

Краснеет до корней волос,____________________________________________________

Он в этот час, как говорится, ________________________________________________

Готов сквозь землю провалиться,____________________________________________

О чем же думал он вчера,__________________________________________________

Когда баклуши бил с утра?___________________________________________________

Тема:Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разгадывание ребусов.

Цели:

  1. Привитие интереса к изучению русского языка.
  2. Развитие творческих способностей.
  3. Развитие фонематического слуха.
  4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
  5. Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность.

Ход мероприятия:

1. Сообщение темы .

Сегодня мы побываем в гостях у королевы Грамматики, вспомним буквы, с которыми вы познакомились на уроках обучения грамоте, выполним интересные задания, будем рассказывать стихи.

 2. Весёлые задания.   

 1)Игра «Догадайся»

    -Чем оканчиваются день и ночь? (ь )

    -Как превратить угол-в топливо

                                 мел-в мелкое место? (ь)

2) Игра “Доскажи словечко”.

Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей. Целый день по пашне вскачь, И зовётся птица….. (Грач)

С какой буквы начинается слово грач?

3) Игра “Найди лишнее слово”

На доске: круг, плуг, друг, волк, тигр, грач (Лишнее слово волк, там нет буквы г)

  4)Игра “В зоопарке”

Лида ходила с папой в зоопарк. Там они видели разных животных. Когда они пришли домой, сестра Лена спросила: “Какие животные тебе больше всего понравились?” Лида сказала: “А ты отгадай. Мне понравились звери, в названиях которых есть звук л.” Лена подумала и сказала: “Наверное, это…..” Каких зверей назвала Лена?

(Ответ: лиса, лошадь, слон, осёл, козёл, крокодил, лев, волк и т.д.)

5) Прочитай слово:

П О 2 Л (подвал),    П И 100 Л Е Т (пистолет)

6) Кто больше придумает слов из букв слова

                   ШОКОЛАДКА

6) Многозначные слова существительные:

Соль — приправа, нота

Лист — бумаги, лист дерева

Лук — овощ, стрелковое оружие

Ручка — дверная, шариковая, рука

Кран — водопроводный, подъемный

Иголка — сосновая, портновская, иголка ежа

 Гребень — расческа, петушиный, гребень горы

Кисть — художника, кисть руки, кисть рябины

Труба — музыкальный инструмент, печная труба

Машина — автомобиль, стиральная, посудомоечная

Коса — девичья коса, садовый инструмент,  каменная гряда

Многозначные прилагательные| Примеры

Глубокое  — озеро, чувство

Добрые — руки, слова, люди

Тяжелый — чемодан, характер

Кислое — яблоко, выражение лица

Золотые — руки, украшения, золотое сердце

Мягкий — характер, голос, ковер, свет, мягкая глина

Многозначные слова глаголы | Примеры

Забить — гвоздь, гол, “забить болт”

Хлопать — дверью, в ладоши, по спине

Сойти —  с поезда, с ума, сойти за своего

   Ударил — гром, ливень, свет, больно ударить

Бить — бить баклуши, бьет копытом, палкой, бьет фонтан

 

7) Угадывание слов по их значению. Работа со словарем.

8) Разгадывание ребусов .

За правильные ответы королева Грамматика раздаёт фишки.

3. Подведение итогов. Награждение победителей

Спасибо,  Грамматика, наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах -

Ты же рядом

И с правилом четко подскажешь.

Как надо писать , говорить, размышлять и трудиться-

Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!

Комментариев нет:

Отправить комментарий