ОРКСЭ

                                   18.02

Тема: Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека



                                             11.02

Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий



                                              04.02

 Тема: Долг, свобода, ответственность, труд                     

Цель урока: создать условия для формирования понятий свобода, долг, ответственность, учение и труд.

Задачи урока:

·        познакомить учащихся с представлениями о понятиях долга, свободы, ответственности, труда в разных религиях;

·        раскрыть учащимся ключевые понятия урока;

·        создать условия для размышлений учащихся о роли долг, свободы, ответственности, труда в их жизни.

Ход урока

I этап. Вводный (мотивационно-организационный).

1. Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

3. Актуализация опорных знаний.

         Прошлое занятие было посвящено теме «Семья». Какие вопросы мы рассматривали на прошлом уроке?

         - А есть ли у вас в вашей семье обязанности? Какие?

 

II этап. Основной (информационно-аналитический).

          На этом уроке мы будем говорить об очень важных, но непростых понятиях, таких, как свобода, долг, ответственность, труд. Узнаем, как эти понятия рассматриваются в традиционных религиях нашей страны.

         Свобода – отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.

- Христианство, ислам и иудаизм говорят том, что человек внутренне свободен. Конечно, на него влияют самые разные внешние обстоятельства: окружающая среда, условия жизни, политическая обстановка, его образование и т.д. Но всё-таки в конечном итоге человек сам имеет возможность выбирать тот или иной путь, только он решает, поверит он Богу или нет.

         - При этом в душе человека есть помощник, которого верующие считают своего рода голосом Бога. Этот голос может быть тихим, мы можем  его не слушать, но он всегда с нами, это голос совести. Очень важно научиться слышать голос совести и слушать его. Это одна из наших обязанностей.

 

 

 

         - На основании текста учебника мы выделили общие черты понятия «свобода», однако в каждой религии есть некоторые отличительные подходы к этому понятию. Рассмотрим подробнее и продолжим заполнение таблицы.

 

 

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

Свобода

 

Полная свобода сердца и ума на высочайшем из возможных уровней – цель и объект буддийской жизни и практики.

(Для учителя:  Однажды Будда сказал: «Как у океана один вкус, вкус соли, так и у моего учения один вкус, вкус свободы».)

Но свобода в буддизме – это как вынужденный уход от жизни, полное отрицание бытия.

Смысл учения Будды можно выразить так: освобождение обретается в нирване — внутреннем состоянии, где угасают все чувства и привязанности, а вместе с ними — и весь открывающийся человеку мир.

 (Для учителя: Собственно, слово «нирвана» буквально означает «угасание». «Мудрые, — говорил Будда, — угасают, как лампады».  Это внутреннее угасание освобождает человека и от его страдающего «Я», и от самой жажды жизни, влекущей все живые чувства к новым и новым перерождениям. Тем самым, разрывая власть кармы, мудрец до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя.)

Человек создан Богом по «образу и подобию Божию», т. е. является личностью, обладающей свободой и творческой способностью.

(Для учителя: Первородный грех Адама и Евы нарушил богоподобие человека и отдалил его от Бога, Иисус Христос искупил первородный грех и создал условия для спасения человека. Путь Спасения - это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и очищение и преображение своей природы, что ведёт человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти. Однако (в силу последствий первородного греха) человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное «я») бессмертны.)

Совесть - это голос Бога, внутренний закон, благодаря которому человек может судить о положительном или отрицательном достоинстве своих поступков.

Свобода мысли обеспечивает свободу религии и убеждений, поскольку религия и убеждения являются вопросами совести и на них нельзя влиять силой или принуждением.

Аят: «Нет принуждения в вере. Уже (давно) истинный путь отличается от ложного» (Коран, 2:256) указывает на то, что вера и принуждение несовместимы.

Человек наделен разумом и правом выбора, но и ответственен за свои поступки.

Талмуд: «Все в руках небес, кроме страха небес», «Все предопределено, но воля дана». Во времена Талмуда раввины при толковании Библии понимали, что в основе свободы должен лежать Закон.

 

         Долг – круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.        

Обязанности человека делятся на четыре рода:

1)    на обязанности перед самим собой;

2)    перед семьёй,

3)    перед государством и

4)    пред другими людьми вообще.

 Г. Гегель

Работа с притчей.

Однажды к Мудрому старцу пришёл человек, и пожаловался.
         - Помоги мне, уважаемый, не знаю, как поступить.
Совсем мои родители стали старые, всё время что-то бормочут, плачутся, из ума совсем выжили. Совсем я с ними покой потерял, невыносимо стало жить!
Не пришло ли время отправить родителей в приют для стариков?
         Мудрец покачал головой.

         - Очень хорошо тебя понимаю, со старыми людьми жить совсем непросто. Но, вспомни себя: ведь тогда, когда ты ещё был совсем маленькой крохой, не хныкал ли ты дни, а, порой, и ночи напролёт? А чуть позже, не досаждал ли ты родителям своей глупой болтовнёй?
Но ведь отец с матерью терпеливо сносили все твои глупости, утешали тебя во время плача, брали на руки, нежно и с любовью ласкали. Они быстрее бы согласились расстаться с жизнью, чем с тобой. Так чем же ты теперь собираешься им   отплатить?

        

- А как каждая религия рассматривает долг?

        

 

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

Долг

У каждого человека есть свой долг – круг обязанностей, которые необходимо выполнить независимо от своих желаний.

Христианство сохраняет этику долга. Чувство долга - это голос внутреннего закона, который говорит, что нужно делать, или наоборот, что делать нельзя, это голос самого Бога, призывающего к исполнению заповедей.

Люби страну свою, потому что таков долг праведного. Долг человека перед Богом, Родиной, семьей, работой, обществом.

Долг воздержания от поступков, способных разрушить и уничтожить личность. Даже в часы, свободные от религиозных обрядов, следует избегать всего, что может нанести ущерб душе и телу: дурной пищи, наркотиков или вредных привычек.

Учение – предписанный долг каждого мусульманина или мусульманки.

Тора: Долг на все времена: быть свидетелем Предвечного, служить примером как народ священников и только так быть светом народов. Для потомков это порождает долг – свидетельствовать о Боге, быть перед Ним в ответе и следовать Его Пути.

Человек должен исполнить свою Дхарму (Закон, Долг), которые в жизни связаны с нравственными представлениями. Будда учил отказаться от собственности, равенству всех людей, жизни в общине.

Долг сохранять чистыми семейные взаимоотношения и обязательства, заботиться о жене, детях, родителях.

Долг по отношению к себе, в частности, ежедневная забота о своей чистой пище, чистоте своего ума и мыслей, духовной практике.

 

Ответственность – необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках.

         - Приведите свои примеры.

         - Родители несут ответственность за детей, а дети – за порученные им дела. Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу.

-Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

         - За что вы уже сейчас можете нести ответственность? (Ответы детей).

         - Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.                   

- А как отличаются понятие «ответственность» в различных религиях?

 

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

Ответственность

Возлагаемое или взятое обязательство отчитываться в своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия.

Только люди способны ответственно избирать свой образ жизни. Все религии мира признают большое значение индивидуальной ответственности человека в делах веры. Также человек должен заботиться о Земле, растениях, животных и других людях.

Писание утверждает, что каждый несет ответственность перед Богом. Мы обретаем свободу лишь относясь ответственно к осуществлению цели своей жизни. Индивидуальная ответственность начинается с решения следовать истинному пути.

Ответственность каждого по отношению к самому себе, которая не может быть переложена на чужие плечи, от которой нельзя освободиться под влиянием обстоятельств или отказаться, уповая на милость Спасителя.

Ответственность за себя, за свой народ, за свою землю является прямой обязанностью, за которую он (человек) будет нести перед Аллахом ответ. Мусульмане помнят, что должны заботиться о каждом человеке, о каждой мелочи, о каждом деле.

Ответственность – чтить Закон, изучать его и объяснять, служить примером его неукоснительного выполнения.

Что случится с человеком, определяют его собственные поступки, с другой стороны – не исключено, что происходящее Божественная воля.

В своем следовании по пути к освобождению сам человек за все несет полную ответственность. Каждая личность – это «светильник в самом себе», который стремится спасти самого себя самостоятельно. Можно делать и говорить все, что не наносит вреда другим, в случае, если это наносит вред, должны быть веские основания, и вы – ответственны.

 

         Труд – целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

        

         - Как вы понимаете смысл высказывания:

         "Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтенна." (из Книги Притчей Соломоновых)

III этап. Заключительный (оценочно-рефлексивный).

         -Давайте еще раз посмотрим на таблицу, которая у нас получилась,  и постараемся ответить на следующие вопросы.

         - Легко ли быть свободным?

         - Почему нужно поступать ответственно?

         - Какую строчку выбрали бы вы, говоря о своей ответственности и почему?

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.

         - Как вы думаете, у всех ли людей есть долг? А у вас какой долг? (Ответы детей)

         - Что мы можем сказать о человеке на земле, используя понятия,  рассмотренные сегодня на уроке? (Человек внутренне свободен, но у него есть обязанности, ответственность и долг. Труд – основной долг.)

         - Что самое интересное вам запомнилось из материалов урока? О чем вы расскажете родителям?

Задание на дом: Предлагается детям выбрать и выполнить одно из заданий:

1.     Вспомнить произведения детской литературы, где говорится об ответственности, и подготовить аннотацию (краткий пересказ).

2.     Подобрать три пословицы, в которых говорилось бы о долге человека. Объяснить значение этих пословиц.

                                      28.01

      Тема урока: Христианская семья и ее ценности.

Цель: дать представление о христианской семье, ее традициях и ценностях.

Образовательные задачи:

1.     Познакомить с понятием христианская семья.

2.     Познакомить со смыслом обряда венчания.

3.     Познакомить с особенностями семейных традиций в православной культуре.

Развивающие задачи:

1.     Обогащать словарный запас учащихся.

2.     Понять, какие ценности необходимы жениху и невесте для создания христианской семьи.

Воспитательные задачи:

1.     Воспитывать уважение к христианской семье, ее традициям и ценностям.

Основные понятия:

1.     Семья

2.     Христианская семья

3.     Ценность

4.     Традиция

5.     Любовь

6.     Терпение

7.     Честность

8.     Воздержание

9.     Смирение

10.                       Трудолюбие

11.                       Радость

Ход урока:

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний.

 Речь на уроке пойдет   о семье, христианской семье.

·        Для чего люди создают семью?

·        Кто начинает создавать семью?

·        А до того, чтобы стать мамой и папой, кем они были?

·        Послушайте, какими качествами должны обладать жених и невеста:

3.     Понятие семья, христианская семья.

Христианская семья –
Это семь важнейших «я».
С ними надо подружиться,
Чтобы с Богом жизнь прожить.
В этот брачный день, друзья,
Приглашаем мы семь «я».

 1 ЛЮБОВЬ:
Я - всем известная любовь.
Не будь меня, и не было б семьи.
Я проникаю в душу, в тело, в кровь
Я все во всем и нет вас без любви.
Вы без меня – звенящая лишь медь,
Кимвал звучащий, звук пустой, обман.
Я призываю вас любить сильней,
Придите ко Христу, я буду там.
Я вас наполню дивной красотой,
Я закреплю ваш созданный союз.
Я буду вашей жизнью и душой,
Я сохраню взаимность ваших чувств.

2 ТЕРПЕНИЕ:
А я терпением зовусь.
В пренебрежении я многими сегодня.
Но Господин мой – любящий Иисус.
И я живу по воле лишь Господней.
В семье я людям так нужна,
Я средство верное от злобы и скандала.
Потерпит муж, потерпит и жена,
Я от погибели уже не раз спасала.
Терпением лишь души спасены.
И Бог терпеть давно всех призывает.
А славное сокровище семьи,
Где есть терпенье, там и мудрость пребывает.

 3 ЧЕСТНОСТЬ:
Я – честность, сторож веры и любви.
Я, честность, призываю всех к себе.
Я – зеркало и молодость души,
Я – сил хранитель в жизненной борьбе.
Муж и жена, я – ваша навсегда.
Скрепляю ваш союз своей рукой.
Не думайте, что я невелика.
Сам Бог меня послал в ваш мир людской.

 4 ВОЗДЕРЖАНЬЕ:
Я - воздержание, но не хочу молчать
На этом празднике. Послушайте меня.
Воздерживайтесь от мирского зла,
Святую кротость и терпение храня.
В семье молчанье ценится тогда,
Когда один споткнулся и упал.
Другой не заругался, промолчал,
В молитве лишь пред Богом воздыхал.
Не надо зло срывать и упрекать.
Ведь вы – одно отныне и навек.
Но помогать друг другу, поучать,
Чтоб не один не соблазнился человек.

 СМИРЕНИЕ:
Я высоко себя не ставлю,
Ведь я – смирение, друзья.
И я гордыню в сердце плавлю
Частицей вечного бытья.
Смиренье - не позор пред Богом.
Хотя пред миром так смешно.
Ведет Господь Своей дорогой,
Где не смиренному тесно.
Пусть с вами в христианской жизни
Мне будет по пути всегда.
Смиритесь! Следуйте к Отчизне.
Да будет крепкою семья!

6 ТРУДОЛЮБИЕ:
Я – трудолюбие. Пришла сегодня к вам.
Вы без меня не сможете прожить.
Трудитесь, чтоб питать себя,
И чтоб другим могли вы уделить.
Сам Бог с великой радостью глядит
На души добрые, живущие в труде.
В семье такой ребенок будет сыт,
Одет, обут, и гость доволен будет.
И места нет нужде.
Трудитесь и на ниве Божьей вы.
Преумножайте тот талант, что Бог вам дал.
Чтобы душа имела все в себе,
Что надо ей для жизни во Христе.

 7 РАДОСТЬ:
А я последняя осталась.
Я – ликование, я – радость!
Когда меня в жилище нет,
То меркнет даже солнца свет.
Я к вам пришла, чтобы просить
Принять меня в свою семью.
Я – радость вечная, мне жить и жить.
Я буду здесь и там, в раю.
Я – радость, данная Христом,
Что на кресте за нас страдал.
Меня послал Он в каждый дом,
Чтоб лампы свет не угасал.

 

 

4.     Таинство Венчания

Для людей православной культуры семья – это Малая церковь. Такая семья рождается во время Таинства Венчания, этот брак совершается на небесах.

Знаете, что означает слово «невеста»? – неведение греха, непорочность, т.е. духовная и телесная чистота.

Значение символов Венчания

Обручение кольцами идет из глубокой древности: на кольце была личная печать, и когда человек давал кольцо другому, это означало, что он ему безоговорочно доверяет.

Общая чаша: в древности говорили о том, что чаша, которая испивается, представляет собой человеческую судьбу до самого дна.

Венцы: любящие должны выдержать испытание жизни во всей ее сложности.

Хождение со свечами вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие: Христос в центре того шествия, которое представляет собой человеческая жизнь.

Венцы, которые надевают на молодоженов при совершении Таинства Венчания означают одновременно и награду и мученичество. В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

5.     Знакомство с понятием ценностей христианской семьи.

Ценность – значение определённых предметов, явлений, процессов для человека. (Работа в тетради: запись понятия).

В христианской семье важными ценностями является любовь между мужем и женой, любовь к детям и любовь детей к родителям.

Отношения между мужем и женой весьма разнятся от романтической влюбленности, которая напоминает большую волну, снимающую лодку с песка. В этих отношениях оба супруга должны отречься от своего "я". Они становятся частицей нового единства. Оба призваны стать счастливыми, чтобы был счастлив один из них; если один несчастен, несчастны оба. Самостоятельных решений больше быть не может. Беда одного становится общей бедой. Что бы вы ни делали, все касается и другого. В браке двое в буквальном смысле становятся одним. Христианская семья появляется в том случае, когда совместная жизнь становится воплощением христианской веры, надежды и любви.

Любовь к детям:

Семья растет, у нее появляются новые измерения и перспективы. В браке люди покидают состояние одиночества, становясь частью друг друга. После появления детей родители все больше отдают себя им. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, то есть не требует ничего взамен, и образец этому – любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Прекрасно выражена любовь к матери к ребенку на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе

Любовь детей к родителям:

В христианской семье дети очень почитают своих родителей. Но любовь детей к родителям меняется со временем, и сложность заключается в том, что ребенок с возрастом отчуждается от родителей. Маленький ребенок совершенно зависим от них, почитает их всемогущими. Однако нормально развивающийся ребенок проходит через этапы роста: он обретает независимость и становится способным к мятежу. В лучшем случае со временем устанавливаются нормальные дружеские отношения, полные взаимного уважения; позже сменяются сопереживанием, привязанностью и благодарной любовью взрослых детей к состарившимся родителям.

Основная цель христианского воспитания в семье – научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым. Для них "добро" – это состояние счастья, радости, внутреннего мира и любви к другим людям. Как сказал апостол Петр в момент Преображения: "Хорошо нам быть здесь!" Фундамент христианской жизни будет прочным лишь в том случае, если дома детей научили стремиться к добру, если они на практике узнали, "что такое хорошо".

В христианской семье ребенок приобретает умение заранее замечать то, что может причинить боль другому человеку. Такое умение называется тактичностью.

6.     Понятие традиций христианской семьи.

Традиция – то, что сложилось в течение определенного времени и повторяется на протяжение продолжительного времени.

Традиции христианской семьи:

1. Дисциплина в семье.

2. Молитва.

3. Праздники.

Домашнее задание – записать традиции своей семьи в виде рассказа.



                                21.01 

                                Праздники в религиях мира


Цели урока: Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира: православных, мусульманских, иудейских и буддийских.

Задачи:

  • Закрепить знания обучающихся о многообразии праздников в религиях мира;
  • Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира, воспитывать толерантное отношение к различным религиям; пробуждать интерес культуре разных народов и их истории; расширить кругозор учащихся.

Ход урока

I. Организация внимания.

Сообщение темы и цели

Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания и оправимся в мир разнообразных и удивительных религиозных праздников.

II. Актуализация знаний.

Что такое праздник?

ПРАЗДНИК - нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо события.( словарь (Ожегова). А мы с вами рассматриваем праздники в религиях мира. Но и религиозные праздники тоже посвящены какому-нибудь событию.

III. Работа по теме.

Буддизм  одна из самых древних мировых религий. Какие же основные праздники у них? Сагаалган и ДанчодХурал.

Сагаалган, Праздник отмечается как начало весны и Новый год по монгольскому лунно-солнечному календарю. Отмечается не ранее 21 января и не позднее 19 февраля.

Основой всех буддийских обрядов праздника Сагаалган было избавление от грехов и скверн, накопленных в предыдущем году. Одним из главных ритуалов до сих пор является однодневный пост, сопровождаемый церемонией сожжения "сора" - чёрной пирамидки, символизирующей накопленное зло. 

Согласно буддийской традиции, Будда перед уходом в нирвану призвал к себе всех животных, однако с ним проститься пришли лишь - Мышь, Корова, Тигр, Заяц, Дракон, Змея, Лошадь, Овца, Обезьяна, Курица, Собака и Свинья. В благодарность Будда им вручил каждому по одному году управления , причем годы были даны именно в таком порядке, в каком животные пришли к Будде. Так появился знаменитый 12-летний “цикл животных

День рождения Будды ( Дончод-хурал) - самый важный буддийский праздник, отмечаемый в день полнолуния второго месяца лунного календаря. В июне. Буддисты верят, что в этот день более 2,5 тысяч лет назад в разные годы произошло три события: рождение Будды, достижение им Просветления в 36 лет и уход в Нирвану на 81 году жизни.

Празднование Дня рождения Будды продолжается неделю. В это время в монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются бумажными фонариками и гирляндами из цветов. На территории храмов, вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды. После окончания праздничного молебна в День рождения Будды миряне устраивают угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки.

Иудаизм

Песах - праздник весны и свободы, в память о массовом исходе евреев из Египта (около 3300 лет назад) - одном из важнейших, значительнейших событий еврейской истории. Традиция связывает название "песах" с тем, что Бог "прошел" мимо домов евреев в то время, когда Он наказывал египтян за отказ фараона отпустить еврейский народ. Главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец"). Маца - тонкая пресная лепешка, весь процесс выпечки ее с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Праздник начинается 15 числа месяца нисана (март-апрель) и длится 7 дней в Израиле и 8 дней в странах диаспоры.

В вечер наступления Песаха проводится праздничная трапеза по специальному, освященному веками ритуалу ("седер" - "порядок", ивр.). Читается ПасхальнаяАгада - рассказ об исходе из Египта. Трапеза сопровождается особыми молитвами, благословениями, песнопениями.

Шавуотили Седьмица (Пятидесятница) – большой иудейский праздник. В Шавуот празднуется дарование еврейскому народу Торы на горе Синай приИсходе из Египта.

За пределами Земли Израильской праздник отмечается 2 дня. Шавуот - один из паломнических праздников. В древности в этот праздник в Храме жертвовали пшеницу нового урожая, первые плоды, фрукты. В наше время в праздник Шавуот в синагогах принято читать рассказ о даровании Торы, текст заповедей и повествование о законах празднования Шавуот в Храме. Существует также традиция в канун Шавуота всю ночь читать Тору.

Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную пищу. Этот обычай связан с днём вручения Торы. Считается, что вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи ели именно молочную пищу. С тех пор в праздник Шавуот перед обедом едят что-либо молочное, и лишь затем подают другие праздничные блюда.

Индивидуальное сообщение.

Рош-Гашана - Новый год по еврейскому календарю (первые два дня месяца Тишрей, - обычно в сентябре, иногда октябре по еврейскому календарю). С этого дня начинается 10 - дневный период духовного самоуглубления и покаяния. Эти дни называют "десять дней тшува" (буквальный перевод с иврита - "возвращение") - возвращение к Богу. Их называют также "Десять дней раскаяния" или "Дни трепета". Считается, что в Рош-Гашана решается судьба каждого человека на год вперед. В первую ночь праздника евреи приветствуют друг друга добрым пожеланием: "Да будете Вы записаны и подписаны на хороший год в Книге Жизни!" В своих молитвах, обращенных к Всевышнему, люди просят ниспослать им, их семьям, всему народу мир, хорошее здоровье и удачу в делах.

В Рош-Гашана в синагогах принято трижды трубить в шофар (особо обработанный бараний рог). Звук шофара должен напомнить о трубном гласе на Синайской горе, призвать всех и каждого к покаянию. Верующие в этот день облачены в светлые одежды. Во время праздничной трапезы принято обмакивать халу или яблоко в мед

Православные

Из истории праздника Рождество. 

Иудеи были тогда под властью римлян. Император Рима приказал переписать всех людей Палестины. Для этого каждый житель должен был явиться в город, откуда начался его род. Иосиф и Мария отправились в Вифлеем. Но в городе все дома были уже заняты, и они остановились в пещере, где зимой пастухи прятали от ветра скот. Там Мария без мук и страданий родила своего Младенца. Она спеленала Его и уложила в ясли — кормушку для овец. Сияющий Младенец тихо лежал на соломе в тёмной пещере, а Иосиф, вол и ослица согревали его своим дыханием. Так совершилось великое событие — рождение Спасителя. Это было более двух тысяч лет назад.

Пасха

Пасха - это самый главный праздник в году. К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила.

На Руси традиция отмечать Пасху появилась в Х веке вместе с приходом христианства. Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, оно очень торжественное и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом - большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. Уже после окончания службы верующие "христуются", т.е. приветствуют друг друга целованием и словами "Христос воскресе!" и "Воистину Воскресе!".

Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения. На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Пасха - это семейный праздник, поэтому вокруг праздничного стола собираются самые близкие люди.

Многие не знают зачем и почему яйца вообще красят и почему в именно красный цвет. На этот счет есть много версий, но я расскажу только одну из них. По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина (одна из двенадцати апостолов) преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе". Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Красная окраска яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.

Итак, Пасха - это несомненно семейный, радостный и красивый праздник, где вся семья должна собраться за столом, разделить общую радость праздника и стать еще более крепкой и дружной семьей, чего мы вам и желаем!

Праздник Троицы по-иному ещё называют Пятидесятницей, т.к. именно в пятидесятый (50) день после Пасхи.

Праздник Троицы в народе называют "зелёным", "изумрудным", летним праздником. Потому что праздник Святой Троицы - это праздник обновления жизни, праздник зелени: на Троицу принято храм Божий и дома украшать ветвями клена, сирени, берез, ив, луговыми травами, цветами. На Троицу и после неё уже нельзя было петь веснянки, зато на Троицу принято пускать венки из цветов по воде.

Считалось, что весна и лето по-настоящему вступают в свои права только с праздника Троицы. По-настоящему верующие христиане, соблюдающие церковные каноны, знают, что в период с Пасхи и до Троицы нельзя ни молиться на коленях, ни совершать земные поклоны до земли. Но уже в сам праздник Святой Троицы вечерняя служба в храме Божьем частично совершается на коленях - на коленях читаются три православные молитвы Василия Великого, с помощью которых православные люди просят у Духа Святого прощения грехов, исповедаются и просят о просвещении грешных душ.

Благодаря подвигу Сына Божьего Иисуса Христа праздник Святой Троицы символизирует, что душа каждого из нас может "расцвести" пышным цветом Любви, Добра, Веры и Надежды.

Ислам

Индивидуальное сообщение

- Курбан-байрам (Праздник жертвоприношения) - мусульманские праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Ибрахима и через 70 дней после праздника Ураза-байрам.
Как повествуется в Коране, к пророку Ибрахиму во сне явился Архангел Джабраил и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву его единственного сына Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где сейчас находится Мекка, и начал приготовления. Его сын, будучи послушным отцу и Богу, не сопротивлялся. Однако это оказалось испытанием от Аллаха. Когда жертва была почти принесена, Аллах сделал так, чтобы нож не резал. И тогда ангел Джабраил в качестве замены жертвы дал пророку Ибрахиму барана. Курбан-байрам является кульминацией хаджа в Мекку. Накануне праздника паломники восходят на гору Арафат, а в день Курбан байрама совершают символическое побитие шайтана камнями и таваф (обход вокруг Каабы).

Ураза-байрам - Индивидуальное сообщение.

- Один из крупных праздников ислама Ураза-байрам отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. В соответствии с традицией ислама, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммеду первые стихи Корана. Праздник начали отмечать в 624 году.

Накануне праздника Ураза-байрам собираются обязательные платежи (закят) мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаётся закятуль-фитр - обычно это продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Ураза байрам мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному столу. Праздник Ураза байрам продолжается три дня. 

                                            14.01

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

Учебный предмет: модуль Основы мировых религиозных культур.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить с основными религиозными ритуалами и обычаями мировых религий.

Задачи урока:

  • предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • метапредметные - формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общее цели и пути их достижений, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;

  - Запишите в тетради тему урока: “Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды”.

- Обсуждение названия темы:

  • с какими понятиями вы уже знакомы?
  • какие понятия новые для вас?

- Какую цель можно поставить на сегодняшнем уроке?

  • познакомиться с понятиями “обряд”, “ритуал”, “обычаи”.
  • выяснить, какие ритуалы и обряды существуют в мировых религиозных культурах.

Скажите, ребята, а зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? 

- Конечно, нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным членом общества.

1. Работа над новым материалом. 

- До наших дней дошло множество рисунков первобытных людей, на которых изображены животные. Ребята, как вы думаете, с какой целью первобытный человек создавал эти рисунки? Почему он тратил на них время и труд?

Для наших далеких предков рисунки и росписи на скалах были не простой забавой, а частью тайных религиозных церемоний, без которых первобытный человек не мыслил благополучия своей общины. Их надо было проводить в укрытых от чужого глаза, труднодоступных местах. Именно поэтому для их отправления были избраны пещеры. Вера в магическую силу изображения, дающего власть над изображаемым, колдовство - все это присутствовало в сознании первобытного человека, не ведающего, что он творит искусство.

- Как древний человек добывал себе пропитание? (Занимался охотой.)

Убивая нарисованного зверя копьями или стрелами, первобытные люди верили, что, выполняя такие действия, они как бы приманят к себе удачу. Значит, рисунки создавались не для того, чтобы украсить ими стены пещер, где жили люди. Эти рисунки были ритуальными.

Также первобытные люди верили в загробную жизнь. В захоронения они складывали предметы, которыми пользовались в жизни. Так уже в древности начали складываться религиозные обряды.

Запись в тетради:

Ритуалы (обряды) – это поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним миром. Ритуал – традиционный порядок проведения какой – либо церемонии. Обряды могут быть коллективными или индивидуальными. Они связаны с основными событиями в жизни человека.

- Ребята, как называли людей, которые руководили обрядами? (Колдуны, маги, жрецы.)

Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.

Шаманизм - разновидность язычества, был первой религией коренного населения Сибири и Дальнего Востока задолго до христианства.

Обряды становились все более сложными. Люди стремились умилостивить своих богов, попросить их об удаче, о богатстве. Для этого они приносили богам подношения, подарки и молились им. Молитвы могли совершаться как в храмах, так и в домах людей.

В каждой существующей сегодня религии есть свои обряды. Они связаны с основными событиями в жизни человека, такими, как рождение, вступление в брак или смерть.

Обряды могут быть ежедневными, еженедельными, посвящёнными какому-то празднику или совершаться раз в жизни.

Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).

- А можете ли вы сказать, что такое молитва?

Запись в тетради:

Молитва – это обращение верующего к Богу.

2. Применение новых знаний

Христианство:

Молитва - главный ежедневный обряд. Молитва – это обращение верующего к Богу. Молиться верующий может как у себя дома, так и в храме (мечети или синагоге).

Воскресение - в христианстве - праздничное богослужение было дано в память о воскресении Иисуса Христа. Этот день считается в христианских странах праздником, днем, посвященным не обычным делам, а Богу. В этот день верующие обычно посещают церковь.

Таинство - в христианстве семь таинств или священнодействия. существует семь таинств Это семь главных обрядов (таинств): крещение, причастия (евхаристия), покаяние(исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование), священство. Таинствами они называются потому, что в них “под видимым образом сообщается верующим невидимая божественная благодать .

Венчание - таинство венчания совершается над юношей и девушкой, которые вступают в брак, создавая тем самым семью. На головы будущих супругов во время обряда возлагаются венцы.

Евхаристия или благодарение, – центральное таинство православной церкви, установленное самим Христом перед его распятием. В этом таинстве, по вере церкви, хлеб и вино, принесенные верующими, во время их молитвы превращаются в тело и кровь Христа и затем предлагаются верующим для причащения.

Причащение - таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого тела и крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Освященные хлеб и вино называются Святыми Дарами.

Крещение – одно из важнейших таинств, это таинство вхождения в христианскую общину. В Православной церкви крещение обычно совершается над новорожденными детьми. 

Погребение - у православных христиан особо почитаемы дни, посвященные памяти усопших. Поминальными днями являются: 3,9, 40-й дни и годовщина после смерти.

Ислам:

Молитва - ежедневная молитва “намаз”. Мусульманин обязан молиться пять раз в день. Поскольку молитва считается приближением к Богу, то мусульманин обязан приготовить себя к ней – совершив ритуальное омовение и очистившись от дурных мыслей.

Пятница - является днем коллективной молитвы в главных мечетях, сопровождающейся проповедью. Пятницу называют “соборным днем”. Все слушают специальную пятничную проповедь, а также читают совместную молитву, которая призвана их всех сплотить. Мусульмане говорят, что пятницу чтил сам пророк Мухаммед, совершавший в этот день публичную молитву.

Милостыня - закят - это обязательная милостыня, которую мусульмане выплачивают раз в году при определённых условиях.

Паломничество - хадж - паломничество в Мекку, которое должно совершаться в 12-й месяц мусульманского календаря. Хадж состоит в посещении Мекки, главного храма Каабы, поклонении главной святыне ислама - гробнице Мухаммеда в Медине. Совершившие обряд паломничества получают почетное наименование - хаджи.

Пост - соблюдение поста (перс, ураза) в месяц рамазан. Тридцать дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления темноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предусмотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков, беременных женщин и др.

Продукты, допустимые для мусульман известны как халяльная пища.

Свадьба - мусульманский свадебный обряд предусматривает, непосредственно перед свадебной церемонией, приглашение муллы, совершающих обряд никах, который состоит в чтении сур Корана. Затем мулла задаёт молодожёнам вопрос о том, согласны ли они принять на себя брачные обязанности. Женщина в этом случае может молчать, мусульманский свадебный обряд это допускает, поскольку её молчание будет воспринято, как положительный ответ. При совершении никаха обычно прочитывается четвёртая сура Корана, посвященная женщинам. В этой суре говорится о том, что мужчина может иметь несколько жён, а также имеет полное право на то, чтобы расторгнуть брачный союз, применить наказание по отношению к своей супруге, но при этом он не должен проявлять жесткость.

Запрет - в Коране содержится запрет на употребление свинины и вина. Запрет на вино, как правило, означать общий запрет на алкоголь. Курение так же запрещено.

Курбан-Байрам - наиболее почитаемый праздник мусульман. Он празднуется в память о том, как Авраам готов был принести в жертву Богу своего сына. В память об этом событии мусульмане должны заколоть овцу или барана. В эти дни мусульмане посещают мечеть, где совершают праздничную молитву и щедро раздают милостыню. Праздник длится три дня, во время которых принято просить у своих близких прощения за плохие поступки, посещать могилы предков и родственников, наносить визиты друзьям, надевать новую одежду, устраивать обильные угощения, дарить подарки.

Ураза-Байрам в честь окончания 30-тидневного поста в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря) называется малым праздником (в отличие от великого праздника курбан-байрам). Однако празднуется он также торжественно и тоже в течении трех дней. Ночь на ураза-байрам желательно провести в бдении, в служении Аллаху. В Ураза-Байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадках.

Погребение - мусульманские похоронно-поминальные обряды предписывают четкое соблюдение традиций и законов Шариата, который предлагает целую систему правил по переселению мусульманина в загробный мир. Строгое соблюдение погребальных обрядов – долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки.  Умирающему так, чтобы он слышал, читают молитву “Калимат - шахадат” (“Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк”).

Буддизм:

Молитва - ежедневные молитвы – мантры. Чтение молитв в буддизме может быть заменено поворотами специальных цилиндров, в которые заложены молитвенные тексты.

Свадьба - для того, чтобы определить дату, необходимо поговорить с монахами и астрологами, которые вычисляют наиболее благоприятный момент для заключения брака.

Свадьба начинается с утра молитвами монахов. После чего происходит торжественное шествие по улице. Под бой барабанов молодожёны отправляются в местный храм, где монахи до обеда для них читают мантры. Потом молодожёны садятся в особом молитвенном жесте, руки обвязывают лентой и каждый гость поливает их водой, попутно желая молодым долгой и счастливой жизни.

Дзул-хурал (светильный обряд). Множеством свечей, освещаются храмы снаружи и внутри, а верующие перед ликами богов раскаиваются в плохом обращении с домашними животными. Этот обряд совершается поздней осенью.

Обо - обряд, заключается в произношении перед кучей камней молитвы, прося помощи у духов. А на камнях оставляются подарки “хозяевам местности”. Обряд совершается перед сенокосом, в период засухи.

Ритуал очищения - Дугжууба – это особый обряд очищения в канун нового года. С давних времен народы, исповедующие буддизм, очень трепетно и серьёзно относились к данному обряду. Обряд Дугжууба - это также своеобразный обряд “уборки”, очищения -специальный ритуал устранения всех помех, очищения от всего плохого для того, чтобы в новом году человек обрел благополучие, испытывал счастье, мир и спокойствие.

Погребение - к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия. В течении семи недель после смерти, буддисты совершают обряды, которые должны подготовить души к ее новому перерождению.

Обряд посвящения - те монахи, которые решали посвятить всю жизнь религии, проходили обряд посвящения. Послушника подвергали суровому экзамену, проверяя его дух и волю. Принятие в сангху в качестве монаха накладывало дополнительные обязанности и обеты: не пой и не танцуй; не спи на удобных постелях; не ешь в неположенное время; не стяжай; не употребляй вещей, имеющих сильный запах или интенсивный цвет.


  

                                                  10.12

Тема:«Человек в религиозных традициях мира»

Цель: освоение учащимися знаний об основных традициях и действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей.

Задачи:

  1. Сформировать представления о молитве, таинствах, намазе, мантре.

  2. Воспитание уважительного отношения к священным религиозным традициям.

  3. Способствовать развитию коммуникативных способностей учеников, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  4. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление учеников.

  5. Воспитывать толерантность, уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Постановка и формулировка проблемы. Вступительная беседа

- Догадайтесь, о чем пословицы? Как вы их понимаете?

… (Жизнь) дана на добрые дела.

… (Жизнь) дороже всех сокровищ.

…. (Жизнь) прожить — не поле перейти.

… (Жить) с народом в ладу — не попасть в беду.

- Верно, пословицы говорят о жизни людей, их любви друг к другу, к труду, о ценности жизни.

- А что помогает человеку в трудные минуты жизни? (молитва)

- Вспомните стихи М.Ю.Лермонтова…

Молитва

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…




М. Ю. Лермонтов, 1839 г.

- Догадались, о чем мы сегодня будем на уроке говорить?

- С чем познакомитесь? (Что такое молитва, таинства, намаз, мантра).

  1. Изучение новой темы                                                                                                                         - Мы говорили, что религия – это связь человека и Бога. Одним из центральных действий верующего человека является молитва.

Моли́тва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».

1) Религиозные традиции в христианстве. Молитва. Таинства.

В христианстве молитва – это естественный путь общения с Богом, разговор с ним.

В Новом Завете мы встречаем прямые указания на необходимость молитвы. Наставляя своих учеников, Иисус Христос сказал им: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна».

- Прочтите 1-4 абзацы текста. О каких важных частях жизни христианина говорится?

. Чтение Библии, Евангелия.

. Таинства: Крещение и Евхаристия (Свято́е Прича́стие)

Крещение — погружение в воду или обливание водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов; Миропомазание — освящение человека путем смазывания его ароматической смесью (миро), заменило наложение рук архиереем на головы верующих по мере роста численности христианских общин; Евхаристия (причащение), при совершении которого верующие, согласно христианскому вероучению, приобщаются к Христу; Исповедь (покаяние) — раскрытие верующим своих грехов Богу в присутствии священника и получение «отпущения грехов» от имени Христа; Брак (венчание) Елеосвящение (соборование) больного (согласно православному учению, больному прощаются грехи, которые он забыл или не успел исповедать); Священство (рукоположение) — посвящение в священнослужители, совершаемое епископом (сложилось в процессе образования сословия духовенства).

Однажды одного человека спросили: что ты приобрёл регулярно молясь Богу?
Он ответил: я могу сказать что я потерял, я потерял злобу, эгоизм, жадность, депрессию. 
Очень часто мы не приобретаем, а теряем. И это является величайшим приобретением.

Притча.


Преосвященнейший Владыка Николай Салаватский и Кумертауский




Один монах так объяснял, что такое молитва:

- Представь, что с неба опустили золотую цепь. Ты ухватился за нее и, перебирая ее руками, звено за звеном, полагаешь, будто притягиваешь эту золотую цепь к себе на землю. Но в действительности ты поднимаешься по ней, ибо она поднимает тебя на Небо. Такова сила молитвы.


Господь посылает людей, Он дает встречи, Он указует пути. Нет ничего случайного в людских отношениях, люди созданы друг для друга. Молись за любящих тебя и друзей, молись за ненавидящих, молись за тех, кто сами о себе не молятся, отягченные и ослепленные. Ведь для всех нужна твоя молитва...

Протоиерей Сергий Булгаков. «Дневник духовный».


2) Религиозные традиции в исламе. Намаз.

Обычно русским словом «молитва» переводят два исламских богослужения, обозначающихся разными арабскими словами:

1.Дуа, то есть молитва-просьба, обращенная к Аллаху.

2.Салят (на персидском и тюркских языках — намаз), то есть ритуальная молитва, состоящая из определенных действий.

У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама:

Ислам основывается на пяти столпах: свидетельстве о том, что нет бога кроме Аллаха, и что Мухаммед — его посланник, совершении молитвы, выплате закята, совершении хаджа и соблюдении поста в месяц Рамадан.

Пророк Мухаммед сказал: «Совершайте молитву так, как вы видите, как я её совершаю».

- Прочтите 3 абзац на с.29. О чем вы узнали? (Значение слова намаз)

Пророк Мухаммед установил все обряды, касающиеся молитвы. Мусульмане должны совершать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва, совершенная в мечети, имеет наибольшую ценность, за это молящийся получает больше награды от Бога. Каждый мусульманин отвечает сам за свою молитву. Во время молитвы мусульмане обращаются в сторону Каабы (кибла).

Мусульманская молитва должна совершаться пять раз в день:

1.на рассвете (до восхода солнца),

2.в полдень (на 15 мин позже полудня, чтоб не уподобляться солнцепоклонникам),

3.во второй половине дня,

4.после заката солнца,

5.ночью (через 1,5-2 часа после заката).

В пятничный день каждому мусульманину, достигшему совершеннолетия, необходимо слушать проповедь в мечетях.



Муфтий — помощник главного муфтия МДУМ России Рамиль-хазрат Насыров.


 Каждый мусульманин должен совершать пятикратную молитву (намаз Обязательные условия для совершения молитвы Намаз Ритуальная чистота — если человек находится в состоянии осквернения (малого, например, после естественных отправлений, или большого, например, после полового сношения), необходимо ритуальное омовение (частичное или полное, в зависимости от степени осквернения). Чистое место — необходимо выбрать чистое место для совершения молитвы. Кибла — человек должен стоять лицом по направлению к Кибле. см. также Кааба Намерение — у человека должно быть намерение совершить молитву. Изар — концы одежды не должны свисать ниже щиколоток. Одежда — человек должен быть одет в чистую (то есть не запачканную нечистотами, например, мочой) одежду, которая соответствует шариату. Трезвость (алкоголь, наркосодержащие препараты находятся под полным запретом в исламе — всё это харам).

3) Религиозные традиции в иудаизме.

Амида́  — главная молитва в иудаизме. Читается всегда стоя, отсюда её название. Часто называется также «Шмоне́-Эсре́» ( ‏שְׁמוֹנֶה עֶשְׂר‏‎‎‎ — Восемнадцать) по числу первоначально входивших в неё частей-благословений. В Талмуде обычно называется просто «молитва»

4) Религиозные традиции в буддизме.

Работа с мантрами – одна из важнейших составляющих буддизма и тантры. Существует множество различных мантр, которые можно классифицировать по различным категориям, но каждая молитва имеет ряд основных универсальных признаков.


Произнося священные слова, человек пропускает их энергию через свое материальное и духовное тело, входит в резонанс с этой энергией. Именно поэтому буддийские мантры обязательно нужно произносить самому, а не только слушать. Известный и почитаемый лама Говинда говорил, что мантра способна дать любому человеку громадные духовные блага, помочь в жизни, но только в том случае, если человек сможет войти в резонанс с произносимыми словами, а потому недостаточно записать и прослушивать мантры, каждое слово нужно произносить и чувствовать.

Мантру можно назвать внутренним звуком и внутренней вибрацией энергии, даже внутренним чувством, потому физический звук молитвы и не имеет важного значения и достаточно силы для того, чтобы воздействовать на живое существо.

4. Прослушивание аудиозаписи.

- Послушайте, как по-разному звучат молитвы. Догадайтесь, к какой религии они принадлежат.

1) Православная молитва «Символ веры»»



2) Намаз (Коран)



3) Мантра «Ом мани падме хум». Она олицетворяет чистоту тела, слов и разума Будды. Цитируя эту мантру, буддисты надеются пробудить природу Будды, которая, как они верят, есть в каждом человеке.




4) Иудейская молитва.

  1. Обобщение.

- Жизнь каждого человека, культура каждого народа – огромные ценности. Религиозные традиции основаны на вечных ценностях, таких. Как добро, честь, справедливость, милосердие. Мы все разные, но мы вместе живем, трудимся, учимся, гордимся своей Родиной.

  1. Рефлексия.

- Дорогие ребята, заканчивается наш урок, что нового вы узнали? О чем бы вам хотелось продолжить разговор с родителями и друзьями?

- Перед вами лежат карточки со словами, выберите одну из них для характеристики чувства, которое вы сейчас испытываете.

тоска

удовольствие

умиротворение

любопытство

грусть

безразличие

скука

легкость

тревога

покой

удивление

удивление и т.д.




- Пусть в вашей памяти останется наш урок, в вашем сердце живет доброта. Уважайте друг друга.

  1. Домашнее задание: подготовить сообщение о том, какие религиозные традиции есть в вашей семье.

 03.12

Тема: Религии мира и их основатели 

Цель. Познакомить учащихся с основателями мировых религий, их жизнью и их первоначальными учениями.

Задачи.

  • Сформировать первоначальные представления о культурологических основах мировых религий
  • Способствовать воспитанию уважительного отношения к людям другой веры.
  • Сформировать понятие образа мира, как единого целостного, при разнообразии религиозных культур: буддизм, христианство, ислам.
  • Развить умение работать с различными источниками знаний.
  • Формировать умение сравнивать и обобщать материал.


                                                                        26.11

       Тема: Сделать открытку к одному из православных праздников      

                                                          





                                                                        19.11

Тема: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм народа.

Цель мероприятия:

  • Выяснить в чем могущество нашей страны, что объединяет всех граждан России?

Задачи:

  • Закрепить знания обучающихся полученные в курсе ОРКи СЭ
  • Продолжить формировать у обучающихся понятия: Отечество, традиции, семья, толерантность
  • Формировать уважительные отношения к семейным традициям, ценностям
  • Воспитание любви и уважения к своей Родине

Ход мероприятия

1. Вступительное слово учителя 

Вы познакомились с великим духовным наследием, которое в течение многих веков одно поколение наших соотечественников передавало другому. Вы узнали о религии, духовных идеалах, моральных нормах наших предков, о том, во что они верили, как жили, поддерживая друг друга и помогая друг другу.

Эпиграф к уроку:

Слова-завещания В.Шукшина "Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдай этого за понюх табака. Мы умели жить. Будь человеком!"

2. - Как называется государство, в котором вы живете?

Россия - какое красивое слово.
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем,
Тебя по-славянски назвали Россия.

3. История нашего государства начиналась давно. Оно формировалось как государство многонациональное, в него входили люди разных конфессий.

4. Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Но в истории нашей страны были и тяжелые времена. И тогда на защиту своего Отечества поднимался народ.

А каких защитников Отечества вы можете назвать?

5. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.

И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

Но всякое дерево имеет корни. Они питают дерево, связывают его с землёй.

Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад. Это наша история.

Если народ не имеет глубоких корней - то это бедный народ.

Так в чем же могущество нашей страны?



                                                                        12.11

   Тема:  Праздники. Христианская семья и её ценности.

 Цель урока: познакомить учащихся с  праздниками  православной культуры.

Задачи:

1.    Воспитание бережного отношения, уважения к православной культуре.

2.    Развивать навыки работы с историческими источниками, иллюстрированным материалом.

3.    Формировать представление о праздниках православной культуры, расширение кругозора учащихся.


              Ход занятия

 

1     Вводный (мотивационно-организационный)

Организация деятельности обучающихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

2.    Основной (информационно-аналитический)

Введение в тему

Русский православный календарь — уникальная и неповторимая система организации времени. В нём соединены так называемый месяцеслов (или Святцы) и Пасхалия. Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной день месяца, а также на непереходящие православные праздники, которые имеют постоянную календарную дату. Пасхалия определяет плавающую дату праздника Пасхи и всех зависящих от неё переходящих праздников. Последние не имеют постоянной даты в календаре, но перемещаются («плавают») в зависимости от дня празднования Пасхи. Из сказанного видно, что православный церковный календарь состоит, по сути, из двух частей: неподвижной и подвижной.

Неподвижная — это юлианский календарь (старого стиля), связанный с солнечным циклом и расходящийся на 13 дней с григорианским (нового стиля). Подвижная часть (Пасхалия) связана с лунным календарём.

Православный церковный календарь пришёл на Русь из Византии вместе с введением христианства. В то время он был известен как «Миротворный Круг», «Церковный Круг».

Во времена язычества многие праздники на Руси определялись сменой времён года и, как правило, отмечали начало или конец большого цикла сельскохозяйственных работ. После крещения Руси праздники стали соотноситься с православным учением. Вместо языческих богов люди стали

почитать Единого Бога и христианских святых, в жизнь русского народа вошли многие византийские православные обряды.

Существует двенадцать главных христианских праздников, связанных с жизнью Иисуса Христа и Божией Матери. Они называются двунадесятыми и делятся на две категории;

первая — это неподвижные (непереходящие) праздники,

вторая — подвижные (переходящие).

К неподвижным относятся:

Рождество Христово — 25 декабря (7 января)

Один из важнейших христианских праздников - ведь именно в этот день, по преданию, и родился Иисус Христос. От рождества до крещения продолжаются Святки - святые дни, время общей радости о пришествии в мир Спасителя. Раньше по народной традиции повсеместно устраивались народные гулянья и ярмарки. Бродячие театры разыгрывали рождественские представления, по дворам ходили дети и молодежь, напевая колядки – особые рождественские песни-поздравления.

Крещение Господне — 6 (19) января

Праздник Крещения Господня в народе называли водокрестием, водокрещами, так как накануне праздника происходит освящение воды внутри храмов, а в самый день праздника – водосвятие на естественном водоеме, реке или озере. Канун Крещения, Крещенский сочельник, считается постным днем.

Сретение Господне —2 (15) февраля

«Сретение» по-славянски означает «встреча». В этот день Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Иисуса Христа.
По закону Моисееву каждого новорожденного первенца мужского пола на сороковой день после рождения посвящали Богу. Согласно этому обычаю Дева Мария и Иосиф и принесли Иисуса в Иерусалимский храм, чтобы совершить обряд посвящения и принести очистительную жертву.

Благовещение Пресвятой Богородицы —25 марта (7 апреля)

В древности этот праздник имел много имен - Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение ангела Марии... 
Интересно, что с Благовещением связаны некоторые старинные обычаи. Так, говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», что означает: всякая работа - грех.

Преображение Господне — 6 (19) августа

«...В этот момент с неба раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте...». В память об этом божественном Преображении Иисуса Христа на горе Фавор и был установлен этот праздник.

Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

День смерти (успения) Богородицы (девы Марии).
В этот день, по легенде, со всех концов света сверхъестественным образом собрались все (кроме апостола Фомы) апостолы. Потом к одру усопшей подошел Иисус Христос в окружении ангелов, после чего Пречистая Дева предала в Его руки Свою душу, которую Иисус вознес на небо...

Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21)сентября

Дева Мария родилась в городе Назарете. Ее родителями были праведные Иоаким и Анна. Иоаким происходил из рода царя Давида, а Анна из рода первосвященника Аарона. 

Воздвижение Креста Господня — 14 (27)сентября

В этот праздник ранее существовал обычай на строящихся храмах воздвигать кресты. Верующие совершали крестные ходы вокруг сел и деревень с целью оградиться на весь год от всякого зла.

Покрова Пресвятой Богородицы -1 (14) октября 

В воскресный день, 14 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых...

Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря)

Ко второй категории (переходящие) относятся три праздника:

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) — он празднуется за неделю до Пасхи;

Вознесение Господне — празднуется через 40 дней после Пасхи, всегда в четверг шестой недели по Пасхе;

День Святой Троицы (Пятидесятница) - отмечается через семь недель, на восьмую неделю по Пасхе и всегда в воскресенье.

Сам праздник Пасхи — Светлое Христово Воскресение — ни в какую категорию не входит, так как это самый великий праздник — Праздник праздников и он не может сравниваться с другими. Пасха отмечается в пределах 35 дней - от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и попадает на

любой из воскресных дней в этот период, так как зависит от весеннего равноденствия и высчитывается по лунному календарю.




                                                                  05.11

Тема: Православие. Православный храм и другие святыни

Цель урока:

Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

Обучающая: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с понятием “храм – дом Божий”.

Развивающая: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.

Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.



Комментариев нет:

Отправить комментарий