Музыка

IV четверть

29.03

Тема: Музыка кино

Тип урокаурок сообщения новых знаний

Вид урока: стандартный

Форма работы: фронтальная, парная,групповая

Цели: Знакомство и осознание значения музыки в кинематографе. Развивать вокально-хоровые навыки, умение исполнять песню в характере, развивать музыкальное восприятие и умение подбирать к прослушанному музыкальному произведению словесное описание, развивать творческое воображение. Воспитывать уважение к профессиональной музыкальной культуре, чувство коллективизма во время разучивания и исполнения хоровых произведений.


Ход урока

1.Организационный момент.

2. Определение темы, целей урока.

- С какими предметами, видами искусства связана музыка?

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о связи музыки с другими видами искусства.

– Ребята, сейчас я прочту слова

Арама Хачатуряна, а вы попробуйте сформулировать тему нашего урока: “Эмоциональное воздействие музыки возрастает в ее огромной степени при ее совпадении со зрительным восприятием” .

  Ребята! Отгадайте загадки.


Он работает играя.

Есть профессия такая!

Он на сцене с давних пор.

Та профессия - …(актер)

Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? (режиссер)

«Меню» в театре составляют.

На весь сезон из разных пьес.

Что вызывает интерес? (репертуар)

Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши! (зритель)


 Есть у каждого в квартире

  Он расскажет: что же в мире

  Происходит каждый день.

   Говорить ему не лень.

   Папа смотрит там футбол

   И кричит все время – «Гол!»,

   Мама любит сериалы,

   Что идут на всех каналах,

    Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

    И мультфильмы очень, очень!   (телевизор)

Сегодня на уроке мы с вами вновь отправляемся в путешествие, но теперь не в театр, a в кино.

Какие цели поставим перед собой?

3.Раскрытие новой темы урока.

На свете существует множество прекрасных искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр и поэзия. Эти прекрасные искусства существуют уже многие тысячи лет. Недавно среди них появилось и ещё одно – искусство кино. Кино совсем ещё малыш – ему всего чуть больше ста лет! Но этот малыш родился на свет под счастливой звездой – ведь все просто обожают его!

Хотите познакомиться с ним поближе? (спросить , что знают про это слово с точки зрения русского языка – это слово не изменяется по падежам и не имеет множественного числа)

- Итак, дата рождения кино– 28 декабря 1895 год, создатели - братья Огюст и Луи Люмьер, первое кино появилось в Париже, во Франции.

Да, сейчас этот жанр все называют по-разному – и кинематограф, и синематограф, и просто – кино. Но когда-то у него было и ещё одно название – Великий Немой. Ведь все вы знаете, что в первых фильмах не было звука.

Зрители не слышали с экрана ни одного звука, но воспринимать увиденное им помогала музыка. В кинотеатре служил тапёр (пианист, который сопровождал игрой на фортепиано показ кинофильма-записать).

- Зачем же понадобилась музыка в кино? (выслушать ответы)

- Представьте себя первыми кинозрителями. Перед вашими глазами вмиг оживало изображение: люди двигались, куда-то спешили, разговаривали, но все это происходило без звука, в тишине. А ведь люди привыкли к тому, что жизнь и движение всегда связаны со звуками. Поэтому на помощь немому кино явилась музыка.

Музыка помогала понять и пережить события фильма, грустила, радовалась, пугала и удивляла зрителя, вместе с артистами на экране она была нежной и грациозной, серьезной и смешной(Показ немого кино «Жил-был стул»)



4. Закрепление. Слушание музыки.

Как только изобрели звуковое кино, сразу же киноискусством заинтересовались композиторы. Музыка в кино заняла чуть ли не самое главное место. Она стала замечательным средством для передачи характеров героев фильма, времени, действия. Иногда бывает так, что песня или музыка, прозвучавшие в кинофильме, выходят за пределы фильма и становятся любимыми у людей. Их исполняют просто для поднятия настроения. Так случилось с музыкой к детскому художественному фильму и мультфильму «Красная шапочка».

- А кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро)

-Ребята , а музыку написал советский композитор Алексей Рыбников 



Но прошло время, и герои на экране заговорили. Звуковому кино еще больше стала нужна музыка. Ребята, а вы обратили внимание, что музыка звучит в начале каждого фильма, а также на протяжении всего фильма?

Как, вы, думаете, для чего она нужна? (учащиеся отвечают ).

Да, музыка замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.

Музыка вводит нас в главное настроение картины, время происходящих событий на экране. Она помогает нам сопереживать героям фильма. Вот мы и познакомились с вами с музыкальными произведениями, написанными специально к кинофильму, мультфильму. Но нам ещё предстоит больше узнать о музыке в киноматографе.

Во многих фильмах герои поют замечательные песни, которые потом становятся любимыми телезрителями. Кажется, что песня “ слетает” с экрана и становится песней целого поколения, своего времени.

(Прослушивание Песен из мультфильмов)


5.Закрепление и подведение итогов урока.

Что нового вы сегодня узнали? Какое открытие для себя сделали?

Любите ли вы кино?

Какие фильмы вам больше нравятся и почему?

Замечали ли вы, что в кино звучит музыка?

Подумайте и скажите, нужна ли музыка в кино?

Смотрели ли вы музыкальные фильмы ?

О чем бы вы могли рассказать сегодня родителям после нашего урока?

ВЫВОД по теме :

Песня не только характеризует героя фильма, помогает зрителям лучше понять его; она создаёт настроение картины, насыщает красотой, звуковой многозвучностью. Музыка пробуждает наши чувства, делает наше восприятие более живым.

6. Домашнее задание.

Выучить слова песни «Красной шапочки», прослушать другую музыку к детским кинофильмам и мультфильмам.



01.03

Тема: Русский фольклор. Троица. Мюзикл.


Тема: В музыкальном театре. Мюзикл 

Цель: познакомить учащихся с жанром мюзикл

Задачи:

  • раскрыть истоки создания мюзикла, его основные черты; посредством поисковой деятельности выявить основные черты жанра мюзикл и сравнить с другими изученными жанрами музыкальных спектаклей;

  • способствовать формированию умения самостоятельного получения информации, развитие познавательных умений, интеллекта, самостоятельности.

  • воспитывать уважение к музыкальным традициям и культуре американского и русского народа

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.


2. Актуализация опорных знаний.


Что это за здание?




- Это здание театра. Большого театра.


Вы совершенно правы это здание Большого театра – самого главного театра нашей страны.

Мы его называем музыкальным театром, почему?


Потому что там показывают музыкальные спектакли.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?


О музыкальном спектакле.


Правильно о музыкальном спектакле и музыкальном театре.

Посмотрите на картинки, и определите, какие музыкальные спектакли ставят в музыкальном театре.



Обратите внимание на следующую картинку, как вы думаете какой это жанр?




Затрудняются ответить.


3.Постановка проблемы.


На третьем слайде таинственный незнакомец. Как же зовут нашего незнакомца, и как называется тема нашего урока.


Тема нашего урока: в современных ритмах, мюзикл.


Какие цели мы поставим.

Узнать, что такое мюзикл.

Когда он появился.

Как его исполняют.


4. Открытие нового.

А теперь давайте попробуем дать определение мюзикла.

Это достаточно новый жанр музыкального спектакля.


Мюзикл – один из самых молодых жанров современного музыкального театра. Родина мюзикла – Америка.

Слово «мюзикл» в переводе с английского означает «музыкальный»

Мюзикл – музыкально-сценическое произведение, в котором объединяются различные элементы водевиля, оперетты, балета, оперы и эстрады.

Бродвей – улица в Нью-Йорке, длиной свыше 25 км. Именно на этой улице находится большинство театров Нью-Йорка (около 80).

В 50-60г. мюзиклы стали настолько популярными, что их охотно экранизируют зарубежные и российские кинематографы.

Современный мюзикл - это шоу, грандиозное и дорогое. Здесь все работают «как часы». Сотни артистов играют, танцуют и поют. Еще сотня людей управляет декорациями, светом и звуком. В мюзикле играют универсальные актеры, все они должны уметь петь и танцевать, и быть драматическими актерами одновременно.


5. Слушание и анализ музыкального произведения


Американский композитор Ричард Роджерс написал мюзикла «Звуки музыки». В нем рассказывается, как одна молодая воспитательница очень любила петь и своей любовью увлекла непоседливых ребят. Они перестали безобразничать, стали послушными и с удовольствием стали петь. Эта музыка вырастала из нескольких звуков.


Послушайте мелодию.




А что же у нас в России? В нашей стране стали создавать мюзиклы в 60 –х годах 20 века. Часто их создавали на сюжеты народных сказок, для мультфильмов и кинофильмов. Таковы мюзиклы «Мери Поппинс – до свиданья», «Бременские музыканты» и «Волк и семеро козлят»


Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. А домашним заданием вам будет придумать и сделать афишу к мюзиклу.



15.02

Тема: Балет "Щелкунчик" П.И.. Чайковского



08.02

Тема: Балет "Спящая красавица" П.И.Чайковского



01.02

«Творчество А. С. Пушкина в русской музыкальной культуре"

Тема:                           Приют спокойствия, трудов и вдохновенья"...

ЦЕЛЬ:                       Через интонацию поэзии и музыки дать возможность

                                     почувствовать учащимся сердцем, душой красоту

                                    родного края для А.С. Пушкина – Михайловского -

                                    глазами поэта, композитора и художника.

       

Тип урока:                                                            Изучение нового материала.

Межпредметные связи:                                  Литература, музыка,                                  

                                                                          изобразительное искусство                                                                                                                                                  

Музыкальный материал:                           Г.Свиридов, «Пастораль»,

                                                                        П.Чайковский, «Октябрь. Осенняя песня»,                                                                     

  Здравствуйте, ребята, сегодняшний урок весьма необычен – это урок –

      путешествие, путешествие во времени… Скажите, а когда путешествовать

      интереснее - когда маршрут уже давно проложен и хорошо известен,

      или заманчивее отправиться в ещё неизвестные для себя места?

 Вот и сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие,

маршрут которого вроде бы и известен, но для вас, я думаю, он станет

во многом открытием. И сможем мы это сделать не выходя из класса,

пусть наши уроки на ближайшее время станут страничками альбома,

поэтического и музыкального. И перелистывая его страницы, мы

отправимся в те места, которые связаны с именем А. С. Пушкина.

Побываем там, где любил бывать сам поэт, о которых много и

с любовью писал и в стихах, и в прозе, раскрывая лирические и

драматические образы. Узнаем о том, какие русские композиторы

нашли для себя в поэзии А.С. Пушкина источник вдохновения...

(здесь можно прочитать стихотворение поэта Белкина Андрея

Михайловича - текст в приложении)

Итак, путешествие во времени начинается - и мы переносимся на

180 лет назад... но так, как мы в том времени будем чужими, нам

понадобится что – то или кто-то, проводник или путеводитель...

Что вы выбираете?

 Что ж, вполне разумное предложение. Пусть нашим проводником

станет музыка, а путеводителем станут воспоминания современ-

ников поэта, отзывы о его творчестве известных писателей и поэтов.

(звучит музыка  Г. Свиридова "Пастораль").




 Эти стихи написаны о Михайловском!

 Музыка Г. Свиридова и стихи А. С. Пушкина

перенесли нас в Михайловское - родовое имение поэта. ( на экране

показ слайдов с видами Михайловского.) Здесь, осенью 1824 г.

А.С. застала эпидемия холеры, и вынужденное затворничество

обернулось для него возможностью спокойно писать свои сочинения.

Пушкин мог часами ходить пешком или целый день скакать верхом

по неброским, но по своему, строгим и красивым сосновым лесам,

холмам с извилистыми тропинками. И в ответ на вопрос друзей,

чем ему так дорога деревня, ведь там нет даже кабинета для работы,

поэт отвечал "деревня - вот мой кабинет"...



 Что ж, пришла пора воспользоваться нашим путеводителем - в нашем

путешествии  давайте посмотрим на репродукцию картины В. Попкова "Осенние дожди. Пушкин".



Как вы думаете, это просто изображение поэта на фоне природы? Или же

художник нам хотел рассказать о внутреннем мире поэта, его чувствах?

подвести к мысли, что это не просто изображение осенней природы, но и

некое ощущение тревожности, царившей в душе поэта и переданное 

художником...) 

  На картине и правда какое - то грустное настроение, краски говорят об

этом… Они в основном серые, темно-коричневые... Может быть, и у А.С.

Такое же грустное, и даже тоскливое настроение... Может быть ему очень

плохо здесь, в Михайловском, одному, без родных и друзей… А сейчас мне хотелось ещё раз вернуться к музыке композитора Г. В. Свиридова , которая открыла наш урок, - это пьеса

"Пастораль" и она появилась на нашем уроке совсем неслучайно. Ведь

создана она для музыкальных иллюстраций к повести А.С. - «Метель».

Во времена Александра Сергеевича  слово «пастораль» в музыке означало жанр произведений, изображающих картины природы или сцены села, сельского быта. Сейчас вы услышите ещё одну пьесу из «Музыкальных иллюстраций» -

" Осень".



 Хорошо. Послушайте пьесу русского композитора П. И. Чайковского

"Осенняя песня". Подумайте, есть ли в ней то, о чем вы только что говорили?

 Подумайте, почему композитор так назвал свою музыку? И есть ли что-то

 схожее в музыке П. И. и в стихах А.С.?

 Знаете, в музыке звучат и грусть, и радость – так же как и в стихах Пушкина.

А музыка хоть и грустная, но в то же время она какая – то спокойная, мягкая…

          Как будто человек и грустит и вспоминает о чем-то хорошем одновременно

и поет об этом песню...

  Вот и подошел к концу наш первый урок, посвященный осенней поэзии

А.С. Пушкина и осенним музыкальным пейзажам, написанным русскими

композиторами Г. Свиридовым и П. Чайковским. Надеюсь, что столь не -

обычное путешествие вместе с поэтом по его любимым местам оказалось

интересным для вас, и значит мы будем путешествовать дальше...

Домашнее задание:

А в качестве домашнего задания я попрошу вас найти и прочитать стихотворение

«Зимнее утро», нарисовать к нему рисунок, и на обратной стороне рисунка

выписать оттенки и цвета, которые использует поэт, описывая зимнее утро.

25.01

Н.А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»

 

Опера «Снегурочка» не сразу полюбилась музыкантам и слушателям. Как и пьеса, она раскрывается гранями только самому чуткому восприятию. Но сумев постичь однажды ее подлинную космическую красоту, никто уже не сможет разлюбить ее. Подобно юной героине, она из скромности не показывает всей глубины сразу. Но через сказку на Руси издревле передавали самые ценные мысли.

 

Действующие лица

Голос

Описание

Мороз

бас

отец Снегурочки, воплощение суровых при родных сил

Весна

меццо-сопрано

мать Снегурочки, надежда, обаяние и тепло природы

Снегурочка

сопрано

дочь холода и тепла, красавица, не способная любить

Лель

контральто

пастух и поэт-певец, восхищающий сердца

Купава

сопрано

подружка Снегурочки

Мизгирь

баритон

жених Купавы, заморский купец

Берендей

тенор

правитель царства берендейского

Бобыль

тенор

приемные родители Снегурочки, взявшие ее в свой дом

Бобылиха

меццо-сопрано

Народ (берендеи), царские слуги

 

 

 

 

 

Краткое содержание «Снегурочки»

В основу либретто легла драматургическая пьеса Александра Островского «Снегурочка». Второе название произведения – «Весенняя сказка». В нем много иносказательного – весной с природой происходят такие преображения, что этот процесс можно сравнить с волшебством. Сказку населяют сказочные персонажи, и развитие сюжета построено не на обычных для того времени канонах.

Дочь Весны и Мороза Снегурочка выросла в лесу под защитой мистических лесных существ. Но издавна наблюдает за людьми, и всеми силами стремится понять их мир. Она упрашивает родителей разрешить ей пожить среди людей.

Попав в дом Бобыля и Бобылихи, она начинает познавать мир человеческих отношений. Оказывается, люди ищут любовь и женятся, встретив её. Сердце Снегурочки холодно от рождения. Она слушает песни Леля, беседует с подругой Купавой, но не чувствует ничего.

Мерный ход деревенской жизни нарушает появление Мизгиря – жениха Купавы. Уже назначена свадьба, как вдруг Мизгирь встречает Снегурочку и пленяется ее холодно-сдержанной красотой. Он бросается за Снегурочкой, упрашивая стать ему женой.

Купава опозорена, и не может оправиться от горя. Соседи советуют ей идти к мудрому царю Берендею. Их философская беседа о том, стоит ли любить и верить, трогательна и сострадательна. Призвав Мизгиря на суд, Берендей не может решить дилемму: как можно против воли заставить человека любить? На что Мизгирь предлагает царю взглянуть на Снегурочку, виновницу беды. С одного взгляда на нее царь понимает, кто перед ним стоит. Она – причина того, что Бог Ярило насылает на царство испытания. Берендей дает указ: до утра следующего дня (дня праздника Ярилы) кто-то должен растопить ледяное сердце Снегурочки – влюбить ее в себя. Выполнить задачу берется Лель, пастух, поющий сладостные песни. Мизгирь упрашивает дозволения тоже попробовать.

Снегурочка тянется к Лелю, с которым подружилась. Но он внезапно обращает свой взор на Купаву. И это больно ранит Снегурочку. Она начинает испытывать доселе неизведанные чувства. Страстно молит она мать Весну одарить способностью любить. Весна идет ей навстречу, но предупреждает, что отныне лучи солнца опасны для Снегурочки, она может растаять под ними.

Пробужденная для любви Снегурочка встречает Мизгиря и иными глазами смотрит теперь на него – она любит, и просит его быть с ней. Вместе они выходят на Ярилину поляну, где уже происходит свадебный обряд – царь Берендей освящает союз всех желающих.

И Мизгирь со Снегурочкой просят благословения. В этот момент солнце поднимается уже высоко, и Снегурочка начинает таять. До самой последней минуты она говорит как счастлива, что смогла полюбить. Мизгирь от горя бросается в озеро.

Теперь Берендей уверен, что тяготы его народа позади. Жизнь продолжается. Опера завершается хоровой сценой, изображающей счастливый освобожденный от проклятия народ, поющий гимн «Свет и сила, Бог Ярило"


 

Интересные факты
        Работа над оперой была завершена 31 марта 1881 года – в день пятидесятилетия композитора.

·         Это один из провозвестников жанра фэнтези – в сюжете задействованы сказочные (Леший, Мороз, Весна) и реалистичные (Лель, Купава, Мизгирь) персонажи, сама фабула имеет архетипическое строение.

·         Образ Снегурочки уникальный во всей мировой культуре – больше нигде нет подобного, кроме русского фольклора. Он окутан таинственностью, нет четких представлений о ее происхождении, но этот образ присутствует в изобразительном искусстве, сказаниях, песнях.

·         В. Даль упоминал, что снегурками, снегирями, снеговиками называли «складенных из снега болванов», имеющих образ человека.

·         Считается, что образ Снегурочки появился после крещения Руси.

·         Для Виктора Васнецова образ Снегурочки стал ключевым в творчестве.

·         В 1952 году был снят мультфильм «Снегурочка» на музыку из оперы Н.А. Римского-Корсакова.

 


 


18.01


Тема урока: «М. И. Глинка опера «Руслан и Людмила».

Тип урока:     Открытие нового знания.

Цель:   формирование представления об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила».

Задачи:

1 Предметные

-Познакомить с особенностями построения оперного спектакля; функциями исполнителей, режиссёра, дирижёра.

-Выявить взаимосвязь музыки – слова -изобразительного искусства в опере.

-Освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра.

2.Метапредметные

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

-Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе   познания содержания музыкальных образов оперы;

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

3. Личностные

-Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

-Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

-Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного слушания и исполнения музыкальных произведений.

Оборудование: компьютер, электронная доска, видео –и аудио – материалы, презентация, карточки.

Ход урока:

Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок. Звучит фрагмент из увертюры к опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Музыкальное приветствие!

2.Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.

- Ребята, сегодня на уроке мы совершим музыкальное путешествие. Как вы думаете, в какое место? ( в театр). Как называется театр, в котором звучит музыка? (музыкальный) Кто из вас скажет, как называется большая тема уроков? («В музыкальном театре») Давайте вместе попробуем отгадать на какой спектакль мы пойдём, а поможет нам в этом кроссворд (кроссворд «Опера»).

1.Песню запоем все вместе,

Зазвучит по школе песня.

Складно, слаженно и дружно.

Вместе петь, ребята, нужно.

Песней полон коридор —

Так старается наш... (Хор)

2.Как называют человека, который поет, занимается пением. (Певец)

3.Расселись музыканты по местам,

Настроили гобои, скрипки, флейты,

Вот вышел дирижер – и замер зал.

Сиди тихонечко, шалить не смей ты!

Сейчас волшебной музыки потоки

Умчат нас далеко от этих мест.

Ты молодец, что на концерт пришел сегодня

Послушать симфонический …. (оркестр)

4.Чтоб смотрелось представленье интереснее,
В благодарность слышались овации,
Надобно на сцене оформление:
Дом, деревья и другие…(Декорации)

5.Этот законченный эпизод

Играет оркестр, один поет. (Ария)

 - Молодцы, ребята, что получилось?

6.В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

 И музыку играл оркестр.

 Спектакль как же назовут? (Опера)

 - Да, сегодня мы окажемся в опере? Ребята, а что такое опера? (Ответы) Как называется наша опера, я думаю, что вы догадаетесь. Она называется также, как и поэма – сказка, начало которой я сейчас  прочитаю, а вы продолжите ее (чтение отрывка из поэмы «Руслан  и Людмила» А. С. Пушкина; ответы. Кто из поэтов написал сказку – поэму? А кто из русских композиторов обратился к сюжету сказочной поэмы Пушкина и написал оперу? Подскажу, что этот композитор сочинил первую русскую  оперу «Иван Сусанин». Кто же это? (М. И. Глинка) Молодцы, ребята! Тема нашего урока называется: «М. И. Глинка опера «Руслан и Людмила».

 - Ребята, откройте тетради и запишите число и тему урока. Ребята, о чем сегодняшний урок музыки? Как вы думаете, с чем мы познакомимся? Хорошо, и цель нашего урока – знакомство с содержанием оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», с особенностями построения оперного спектакля. Сегодня опера предстанет перед нами как волшебный рассказ о чудесах сказочного мира.

3.Слушание фрагмента из увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. И.Глинки. Работа по группам с карточками.

 - Ребята, мы пришли в музыкальный театр, сели на кресла. Звучит музыка, играет симфонический оркестр, но занавес закрыт, никто не поет на сцене, нет никакого действия. Что же исполняет оркестр? (увертюру) А что такое увертюра? Правильно! Она подготавливает нас слушателей к тому, что ждет нас впереди в музыкальном спектакле, что будет происходить на сцене. И сейчас прозвучит фрагмент увертюры к опере «Руслан и Людмила». Послушайте и определите, о чем рассказывает музыка вступления. Какому герою сказки посвящена эта музыка? (Ответы)

 Какие музыкальные средства выразительности использовал композитор Глинка (Слушание. Ответы: работа по карточка в группах; учащиеся делятся своими мыслями) Как получилось у М.И.Глинки создать образ Руслана? Какие средства выразительности он для этого использует?

4. Разучивание фрагмента из увертюры к опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки. Исполнение в группах.

 - Ребята, послушайте, пожалуйста, музыкальную тему из увертюры, которую я вам спою, а вы постарайтесь ее запомнить. Почувствуйте, как она звучит, чтобы легче было ее потом вам спеть (Слушание. Ответы)  Хорошо! Разучиваем по фразам (разучивание). Теперь я предлагаю вам, ребята,  исполнить тему увертюры в разном характере. Ваша группа  - грустно, вы - торжественно, энергично, ваша группа - плавно, спокойно, а вы – весело, задорно, чтобы почувствовать и понять что меняется в исполнении и характере звучания темы. Поняли задание? Молодцы!  (Пропевают тему в разных характерах) В каком характере лучше звучит тема? (Ответы)

5. Слушание - Первая песнь Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

 Итак, начало оперы. Светозар, великий князь киевский, устраивает пир в честь своей дочери Людмилы. Женихи на руку Людмилы — витязи Фарлаф, Ратмир и Руслан, которые окружают прекрасную княжну. Людмила подает руку

Руслану. Князь одобряет выбор дочери, и пир переходит в свадебное торжество. Свадебный пир. За столом сидит Светозар, по обеим сторонам от него Руслан и Людмила. Гости и музыканты. Отдельно — Баян с гуслями. Светозар выдает свою дочь Людмилу замуж за славного витязя Руслана. Баян играет и поет на этом пиру. Ребята, кто из вас скажет, кто такой Баян? (Певец – сказитель)

Гости просят «сладостного певца» воспеть жениха и невесту. Слушаем 1 песню Баяна «Дела давно минувших дней». О чем рассказывает в ней певец, и как при этом звучит музыка? Какой музыкальный инструмент имитирует гусли? (Слушание. Ответы) Исполнил ее известнейший советский и российский певец Юрий Михайлович Марусин. Какой у него певческий голос: высокий или низкий? Как называется высокий мужской голос? (Ответы) Правильно! Ребята, вы прослушали песню Баяна. Заслушаем мнение каждой группы. С какими  цветовыми оттенками у вас ассоциируется это произведение?
Красный - активный, энергичный, богат эмоциями.
Жёлтый цвет – тёплый, бодрящий, веселый.
Оранжевый – весёлый, жизнерадостный.
Зелёный цвет – спокойный, создаёт приятное, мирное настроение…

Связаны музыка и живопись между собой. Мнения по цветовым оттенкам по звучавшей песне совпали у всех групп.

Песня Баяна, сопровождаемая переборами арф, имитирующих гусли, выдержана в мерном ритме, полна величественного спокойствия.

В первой своей песне Баян предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: «За благом вслед идут печали, / Печаль же — радости залог». Руслан, Светозар и оба соперника-жениха — хвастливый и трусливый Фарлаф и пылкий мечтательный Ратмир — каждый по-своему реагирует на слова Баяна. Встревожена и Людмила. Баян успокаивает влюбленных, говоря: «Мчится гроза, но незримая сила / Верных любви защитит». Почему певец Баян поет такие слова?

6.Слушание - хор «Лель таинственный, упоительный».  Светозар благословляет молодых. Следует хор «Лель таинственный, упоительный». Сейчас

мы с вами познакомимся со звучанием хора. О чем рассказывает он? Как звучит хор? Какой это хор по составу?(Слушание. Ответы)

7.Физкультминутка.

А сейчас, ребята, встаньте! Физкультминутка!

Наши ушки на макушке,

Как у зайки на опушке.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Раз — подняться на носки и улыбнуться.

Два — руки вверх и потянуться.

Три — согнуться, разогнуться.

Четыре — снова все начать,

Пять — поглубже всем вздохнуть.

Шесть — на пояс руки ставим.

Семь — повороты туловища начинаем.

Восемь — столько раз приседаем,

Девять — потягиваемся и отдыхаем.

Десять — и урок наш продолжаем.

8.Слушание марша Черномора. Работа по цветовым карточкам.

Внезапно раздается короткий сильный удар грома; темнеет. Все напуганы. Становится еще темнее. Раздается еще один удар грома — теперь сильный и продолжительный. Появляются два чудовища и уносят Людмилу. Гром постепенно стихает. Все поражены и пребывают в оцепенении. Руслан, Ратмир, Фарлаф и Светозар поражены: «Что значит этот дивный сон, / И это чувств оцепененье, / И мрак таинственный кругом?» Но вот мрак быстро рассеивается; становится светло, как прежде. Но где Людмила? Где юная княжна? Все в недоумении; все в ужасе. Убитый горем, Светозар взывает о помощи: он обещает отдать Людмилу в супруги тому, кто вернет ее. Все три витязя готовы отправиться на ее поиски. И вот Руслан, Фарлаф и Ратмир отправляются искать Людмилу. Кто похитил Людмилу?

- Ребята, внимательно слушаем музыкальный фрагмент из нашей оперы, он подскажет нам, где окажется Людмила? Какому герою оперы - сказки посвящена эта музыка? Что вы представите во время ее звучания? (Слушание. Ответы) А кто такой Черномор?  Какой Черномор по характеру? (Описывают образ Черномора; называют средства музыкальной выразительности.) Как вы думаетекакая музыка должна быть у злых сил?

Почему он похитил Людмилу? В чем его волшебная сила?

Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре? А какой герой вам нравится больше? Почему?

Добро в сказке борется со злом. Происходит противостояние. Контрастно звучат темы Руслана, Черномора. Ребята, кто – то из вас может сказать, что такое контраст? В опере - сказке Глинка рассказал о противниках Руслана. На следующем уроке мы продолжим с вами знакомство с музыкальными страницами оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

9.Итог урока.  Закрепление основных понятий. Задания.

 - Ребята, наш урок подходит к концу. Вспомните, где оказались сегодня мы на уроке? Что нового узнали вы? Как называется опера, музыку которой мы слушали и исполняли? Кто написал оперу «Руслан и Людмила? Чем запомнился вам урок? Что было самым интересным? Мы достигли цели урока?

Для закрепления выполним задания. Внимание. (Выполнение заданий)

10. Рефлексия.

 - Ребята, какое настроение передалось вам от общения с музыкой? Покажите свое настроение с помощью цветовых карточек. На этом наш урок закончен. Спасибо за урок!

 




11.01

Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».

Цели: 

·         Познакомить детей с понятием «опера».

·         Познакомить учащихся с творчеством русского композитора  М.И.Глинкой.

·         Познакомить  с содержанием Оперы «Иван Сусанин»  М.И. Глинки.        

·         Учить учащихся  внимательно слушать классическую музыку и определять ее характер.

·         Развивать умение рассуждать о роли музыки в жизни человека.

·         Воспитание музыкальной культуры.

Музыкальный материал: фрагменты «Патетической сонаты» (Сонаты № 8) – Л.В. Бетховен, фрагменты из оперы М.И. Глинки  «Иван Сусанин».

Ход урока:

1.Орг. момент.

Приветствие.

2.Содержание занятия.

Тема нашего урока: Опера «Иван Сусанин» М.И Глинки.

Михаил Иванович Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. В детстве он обучался игре на фортепиано и скрипке. Переехав в 1817 году в Петербург, будущий  композитор  усиленно занимался музыкой, участвовал в любительских концертах. К 1822 году относятся его первые творческие опыты: вариации на мелодии модных романсов и арий. Затем появляются собственные романсы, инструментальные пьесы. К 1829 году относится первая публикация его сочинений. В 1830-1834 годах Глинка жил в Италии, Австрии и Германии, знакомясь с музыкальной культурой этих стран, совершенствуя свои познания в области теории музыки. В этот период были созданы первые зрелые произведения, а по возвращении на родину Глинка осуществил заветный замысел национальной героической оперы. Создание "Ивана Сусанина" (1836) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора-"Руслан и Людмила" (1842). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом.

В последний период жизни творческая активность Глинки несколько снизилась. Крупные замыслы этих лет - опера "Двумужница" и симфония "Тарас Бульба" - остались неосуществленными. Глинка умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Но в течение года  после смерти, по настоянию его сестры, тело было привезено в Россию и захоронено в Санкт-Петербурге.

- Что такое опера?

Опера- музыкально - театральное произведение, содержание которого передается через музыку и пение.

 Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера увертюра( антракты). Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.

- Кто такой «Иван Сусанин»?

Иван Осипович Сусанин- это реальный человек, крестьянин, совершивший патриотический подвиг в 1613 году. Москва была уже освобождена от польских захватчиков, но их отряды еще находились на русской земле. Один из таких отрядов хотел захватить в плен царя Михаила Федоровича, жившего недалеко от Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин, которого враги  пытались сделать своим  проводником, завел поляков в глухой лес и погубив их, погибает при этом сам.

В основу содержания оперы лег этот исторический факт.

 Сегодня мы послушаем «Арию Сусанина».  Сусанин понимает, что смерть не минуема и уже совсем близка и исполняет свою прощальную песню, в которой прощается со своей Родиной и своей жизнью.

 Во время прослушивания определите характер музыки с помощью словаря эстетических эмоций.

 -Какая по характеру музыка «Арии Сусанина»?

 Заканчивается опера хором «Славься, Русь моя! (слушание)

При прослушивании определите характер музыки.

- Какая музыка по характеру?

- Какое впечатление на вас произвело это произведение?

На прошлом уроке мы познакомились с  калмыцкой народной песней «Дурна дун».

- Кто сочинил эту песню?

Слушание. Исполнение.

4.Итог урока.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

-Какая тема нашего урока?

-Что такое опера?

-С творчеством, какого композитора, мы сегодня познакомились?

-Что вы можете о нем рассказать?

- О чем опера «Иван Сусанин»?

- Какие фрагменты оперы мы слушали сегодня?

-Дайте им характеристику.

- Только ли крестьянина Ивана Сусанина прославляет опера М.И. Глинки?

- Какой музыкальный инструмент усиливает торжественность заключительных хоров?

 



07.12

Тема: Электромузыкальные инструменты

 Тема урока: Электромузыкальные инструменты. Синтезатор как инструмент оркестр.

Цел. закрепить знания обучающихся об оркестрах; познакомить с электронным музыкальным инструментом синтезатором; способствовать развитию у обучающихся жанрового и стилевого анализа музыкальных произведений и других видов музыкально-творческой деятельности; воспитывать у обучающихся интерес к уроку музыки, умение работать с учителем и сверстниками и умение осуществлять рефлексивную самооценку.

Ход урока

1.Мотивация к учебной деятельности

-Ребята, а прежде чем приступить к работе, закройте глаза и про себя произнесите: «Я все смогу, у меня все получится».

- Открывайте глаза. Я верю, что сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, и у вас все получится.

2. Повторение изученного

-Ребята, давайте вспомним, какие виды оркестров бывают (симфонический, камерный, духовой, народных инструментов, джазовый, эстрадный)

-Сейчас поиграем в игру, которая называется «Угадай оркестр». Перед вами иллюстрации различных оркестров, а ваша задача, назвать какого вида оркестр и в чем его особенность.

 


 

   

-Ребята, мы с вами вспомнили различные виды оркестров и их особенности.

3. Изучение и закрепление нового материала

а) Рассказ об электромузыкальных инструментах

Термин «электронный музыкальный инструмент» обозначает ряд инструментов, которые воспроизводят механические звуки. При этом звучание можно изменять или усиливать, благодаря электронике.

Электронные музыкальные инструменты появились, благодаря экспериментам со звуком. Еще в 1870 году появились первые их варианты, основанные на технике генерации звука. В конце шестидесятых годов прошлого века электромузыкальные инструменты стали достоянием масс. Это электрогитары, синтезаторы.

-Как называется этот инструмент? (Синтезатор)


 


СИНТЕЗА́ТОР - электромузыкальный инструмент, создающий звуки, очень похожие на звучание музыкальных инструментов.

-Как вы думаете в какой стране, и кто придумал синтезатор?

-Cоветский военный инженер Евгений Александрович Мурзин

-Как вы думаете, для чего военный инженер изобрел музыкальный инструмент, который может играть вместо разных музыкальных инструментов?

-Мурзин убедил своё военное начальство, что синтезатор не только музыкальный инструмент. Он может кодировать любые сообщения, после чего они не поддаются расшифровке.

-Ребята, а для того, чтобы проверить на сколько хорошо вы запомнили историю синтезатора, предлагаю вам ответить на несколько вопросов, выбрав правильный ответ.

б) тесты

1. Как звали изобретателя синтезатора?

А) Александр Николаевич Скрябин

Б) Евгений Александрович Мурзин

2. Кем работал изобретатель синтезатора?

А) музыкантом

Б) инженером

В) военным инженером

3. Для чего изобрели синтезатор?

А) для создания музыки

Б) кодирования сообщений

4. Прослушивание звучания синтезатора (аудиозапись)



5. Домашнее задание Запомнить полученные знания об электромузыкальных инструментах.


30.11

Тема: Виды оркестров

Задачи  урока:

  • Познакомить учащихся с различными видами оркестров, историей их возникновения, их отличиями;
  • Способствовать развитию у учащихся музыкально-творческих способностейэмоционального восприятия,музыкального слуха и воображения; 
  • Воспитывать интерес и любовь к музыкепотребность общения с нейжелание слушать ее и исполнять,совершенствовать эмоциональную сферу,

Ход урока

- Ребята, тема урока «Виды оркестра» и  сегодня  мы совершим путешествие в необыкновенный мир оркестра, мир, где правят  музыкальные инструменты. Мы проследим развитие оркестра с самого начала, каким он был вначале, как развивался, и какие виды оркестра существуют в наши дни. Кроме того, мы будем развивать музыкальное восприятие, слушая музыку и исполняя песенный репертуар. Итак, начинаем!

Начать  наше путешествие, мне бы хотелось с истории, из которой мы узнаем, как и когда появились в жизни человека первые музыкальные инструменты. Вначале они были так же грубы и примитивны, как и орудия труда первобытного человека. Если бы вы сейчас могли их послушать - вы бы только улыбнулись. Но к ним надо относиться с большим уважением: ведь они открывали сами принципы устройства этих инструментов.

Первые орудия труда человека, были как бы «заменой», «продолжением»  руки. Такой же заменой собственного тела были и первые музыкальные инструменты. Чтобы не хлопать в ладоши, человек начал постукивать двумя камушками.

 Звук получался более громкий, звонкий. Так возникли ударные инструменты. Итак, в жизни человека появились первые музыкальные инструменты, и это были ударные инструменты.

Может быть, случайно во время рыбалки первобытный человек заставил запеть пустой стебель тростника, из которого потом научился делать духовые инструменты. (Например русский народный инструмент свирель) Позже люди научились делать духовые инструменты из костей животных. (рожок)

Как то  человек изготовлял лук для охоты, он пробовал, туго ли натянута тетива. Вскоре он заметил, что она издаёт красивый звук. Тысячи раз слышали этот звук люди, не обращая внимания. Но вот кто-то прислушался, стал снова и снова трогать тетиву. Так она превратилась в струну, а охотничий лук – в музыкальный инструмент. Много веков прошло, прежде чем человек догадался, что к этой струне можно добавить ещё несколько. Так получилась арфа – первый струнный инструмент.

А сейчас задание:

 Вспомните, на каких инструментах играл каждый из них:

НЕЗНАЙКА                                                    ГУСЛИ

САДКО                                                           СКРИПКА

ШЕРЛОК ХОЛМС                                       ТУБА


А теперь вспомним, как  появилось понятие оркестра?



Вопросы: ИТАК…

  • (От какого слова произошло понятие «оркестр»? (от древнегреческого «орхео» - танцую, «орхестрой» называли площадку перед сценой. На этой площадке совершая ритмические движения, пел свою партию хор – участник каждой античной пьесы)
  • Где? (в Древней Греции)
  • Когда вновь возникло это понятие? (в XVI веке при дворе у аристократов,  и при королевских особах стали образовываться оркестры. Сначала у таких оркестров не было определённого состава ).
  • В творчестве каких композиторов сложился «классический» состав симфонического оркестра? (в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена – венских музыкальных классиков).
  • Кто является руководителем оркестра?(дирижёр)
  • Какую музыку, и где исполняет симфонический оркестр? (симфонии, оперы балеты, т.е. музыку в театрах и концертных залах)

Внимательно послушайте мои утверждения, верны ли они. Если нет – исправьте:

  • В симфоническом оркестре четыре группы инструментов;
  • В группу струнных смычковых инструментов входят: скрипка, виолончель, арфа, альт;
  • К медным духовым относятся: труба, валторна, туба, тромбон;
  • К деревянным духовым относятся: флейта, гобой, валторна, кларнет.
  • В группу ударных инструментов входят: большой и малый барабан, литавры, ксилофон, бубен, тарелки, треугольник;
  • Дополнительно в симфонический оркестр могут включать: фортепиано, оркестровые колокола.

Оркестровые колокола зачастую звучат в симфонической музыке. А я предлагаю исполнить песню Е.Крылатого которая называется «Колокола».


Сегодня на уроке,  мы говорим об оркестре. И о симфоническом оркестре, первом из существующих видов оркестра, мы поговорили.

А сейчас послушайте стихотворение Бориса Слуцкого.  Оно о следующем герое нашего урока,   ДУХОВОМ ОРКЕСТРЕ: 

 «  ДУХОВЫЕ ОРКЕСТРЫ НА ДАЧНЫХ КУРЗАЛАХ

И НА ВДАЛЬ ПРОВОЖАЮЩИХ ВОЙСКО ВОКЗАЛАХ,

ГРОМЫХАЙТЕ, ТРУБИТЕ, ТЯНИТЕ СВОЁ!

ВЫДАВАЙТЕ ПО ПУДУ МАЖОРА НА БРАТА,

И ПО ПУДУ МИНОРА, ЕСЛИ БОЛЬ И УТРАТА.

ВЫДАВАЙТЕ, ЧТО НАДО,  НЕ ТОЛЬКО СВОЁ.

ВАШИ ТРУБЫ ИЗ ТОЙ ЖЕ, ЧТО КАСКИ ПОЖАРНЫХ,

МЕДИ ВЫЛИТЫ, ТЕМ ЖЕ ПОЖАРОМ ГОРЯТ.

ДУХОВЫЕ ОРКЕСТРЫ! ГРЕМИТЕ В КАЗАРМАХ,

ПРЕДВАРЯЙТЕ И ВОЗГЛАВЛЯЙТЕ ПАРАД!

БЕЙТЕ МАРШИ, ТЯЖЁЛЫЕ СЛОВНО АРБУЗЫ!

СЫПЬТЕ ВАЛЬСЫ ВЕСЁЛОЙ И ЩЕДРОЙ РУКОЙ!

ВДОХНОВЛЯЙТЕ НА ПОДВИГ ГРОМЫХАНЬЕМ ВОЛШЕБНЫМ.

ТОННЫ МУЗЫКИ ПЛАВНО ВЗДЫМАТЬСЯ ДОЛЖНЫ.

КОСМОНАВТАМ ИГРАЙТЕ В МИНУТУ ОТЛЁТА

И ВСТРЕЧАЙТЕ СОЛДАТ, ЧТО ВЕРНУЛИСЬ С ВОЙНЫ.»

Слушаем «Марш славянки»



 Духовой оркестр предназначен не для концертов в залах и состоит он естественно из духовых инструментов, Сольную партию в них ведут медные духовые: трубы, тромбоны, валторны, конечно же в состав оркестра входят и деревянно - духовые. Кроме того, непременными участниками духового оркестра являются барабаны и тарелки.  Он в основном сопровождает шествия, марши, а в праздники, во время парадов и демонстраций звучит на открытых эстрадах, на площадях, в парках. Звучность его особенно мощная.

А сейчас, я расскажу историю. Она про один необычный музыкальный инструмент. Посмотрите на доску:  

Перед вами изображение охотничьего рога.  В него трубили, подавая сигнал во время охоты, сбора войска, или какого-либо торжественного события. Для того, чтобы звук был слышен на далёком расстоянии, охотничий рог имел огромную длину, иногда 6-8 метров. Трубить в него было крайне неудобно.

Внимание, вопрос: Какой выход нашли музыканты, и как стал называться новый музыкальный инструмент?

Чтобы узнать название этого инструмента вам необходимо выполнить следующее задание: у вас на парте находится небольшая карточка . в ней нужно отгадать три слова. Заполняем все клеточки, и выделенные с цифрами тоже. Когда вы разгадаете эти слова, в нижнюю строку выпишите все буквы, в том порядке, в котором они указаны – и тогда вы узнаете название этого инструмента.

Итак, первый вопрос:

1.струнно-смычковый инструмент, со средним регистром. На этом инструменте играют сидя, придерживая коленями. (виолончель)

2. ударный инструмент, про который в шутку говорят, что из него можно есть. (тарелки).

3. немецкий композитор, про которого Бетховен сказал : «Не ручей – море ему имя».

А теперь, выпишите буквы в нужном порядке. Название, какого инструмента у вас получилось. Действительно  это валторна.


 Длинный альпийский рог просто скрутили, и получилась валторна.

Неправда ли, необычная история?

Звучит фонограмма «Светит месяц».

К нам в гости заглянул оркестр русских народных инструментов. А знаете ли вы:

  • Кто первым организовал оркестр русских музыкальных инструментов?

- Первым, кто организовал русский народный оркестр был любитель музыки и театра В.В.Андреев. Именно он, первым, обратил внимание на балалайку и решил вывести её на большую концертную эстраду. В результате было создано целое семейство балалаек, которые в зависимости от размера получили название пикколо, прима, секунда, альт, бас, и контрабас. В 1887 году он, организовал «Кружок любителей игры на балалайках», который через 10 лет был преобразован в Великорусский оркестр. Кстати, этот оркестр существует и поныне. Теперь он называется «Оркестр народных инструментов имени В.Андреева». в процессе преобразования в балалайкам позже присоединились другие инструменты. 


- Оркестры народных инструментов существуют в разных странах мира и республиках. Например в Украине в них входят – бандуры, на Кавказе – зурны, а в России – русские народные инструменты.

Итак, народный оркестр появился в XIX веке, благодаря любителю музыки  и театра В.В.Андрееву.

- Но что же дальше? Какой оркестр появился позднее?

- О следующем виде оркестра просмотрите видео



Начало XX века, юг Северной Америки. Значительная часть населения это потомки африканских рабов. Необычные  песни (сложный ритм, мелодии – блюз, или спиричуэл) привлекли внимание музыкантов,  и в результате появилось новое направление, стиль в музыке.  Но главное отличие джазовой музыки, от музыки классической, заключается в том, что она создаётся в момент исполнения, т.е. в момент импровизации. Джазовый оркестр, или джаз-банд (банд  -  отряд) , в отличие от симфонического и оркестра народных инструментов отличается небольшим составом музыкантов. Кроме того впервые ударная группа музыкальных инструментов приобрела большую значимость в оркестре. Если в симфоническом оркестре музыкантов на ударных инструментах столько, сколько этих инструментов в оркестре, то в джазовом все ударные инструменты объединяются в установку, и  играет на них один музыкант – ударник.  Также солирующими инструментами становятся духовые (труба, саксофон). Состав такого оркестра можно разделить на две группы это солирующие инструменты (труба,  саксофон, кларнет, тромбон), и так называемая ритм-секция (гитара, контрабас, ударные, банджо и фортепиано). Ритм-секция создаёт ритмический настрой для музыкантов, делая музыку неповторимой и необычной. Сегодня весь мир знает имена джазовых музыкантов: певца и труба Луи Армстронга, пианиста Дюка Эллингтона, певицы Эллы Фицджеральд…

(


Мы почти дошли до финишной черты. И нам осталось поговорить ещё об одном виде оркестра – об ЭСТРАДНОМ ОРКЕСТРЕ. Этот оркестр пользуется большой популярностью в наши дни. Эстрадные оркестры разнообразны по составу и размерам. Одни из них напоминают симфонические оркестры, например оркестры радио и телевидения. Другие – совсем маленькие, и похожи на ансамбли. Помимо основных инструментов из симфонического оркестра, в их состав часто входят саксофоны, гитары, много ударных.

- Сейчас мы  послушаем известнейший  эстрадный оркестр Поля Мориа, музыка называется «Жаворонок». Слушаем и выполняем последнее задание из вашего конспекта, где обычно можно услышать эстрадный оркестр?

Вам понравилась музыка?Какой оркестр её исполняет?

-Сейчас мы послушаем  музыку, которую исполняет симфонический оркестр а  вы посмотрите на картины великих художников и найдите среди них ту, которая созвучна этому произведению.



Итак, сегодня на уроке мы совершили экскурсию по удивительному миру оркестров. Давайте же вспомним, какие виды оркестра существуют? (учащиеся перечисляют все виды оркестров).  

Открываю  закрытый список оркестров.

- Наше путешествие по миру оркестров подходит к концу. Завершая  разговор, мне бы хотелось сказать, что в наши дни существует разнообразная музыка. В большинстве своем – это музыка развлекательная. Хотелось бы пожелать вам, чтобы вы не пренебрегали классической музыкой, той, которую исполняет симфонический оркестр, потому что только классическая музыка может нас научить любить  и чувствовать прекрасное.

Раздаю учащимся карточки с кроссвордом и конспектом урока и предлагаю заполнить его дома.(домашнее задание)

Наш урок почти закончен и в конце урока, хотелось бы исполнить песню «Пойте вместе с нами», а исполнять мы её будем в сопровождении эстрадного оркестра.

Урок окончен.

23.11

Тема: Обобщающий урок

Цель: обобщение музыкальных впечатлений


           





16.11

Тема: Основы музыкальной грамоты

Цели:

Образовательные: 

-  сформировать представления о музыкальной грамоте - записи нот;

- разнообразии знаков в музыке, несущие в себе смысловую значимость;  

сформировать интерес к музыкальному письму.

 Развивающие:

развитие представления о музыке, как об искусстве, которое имеет свои законы и правила письменности.  

Воспитательные:

воспитание уважения к культурному музыкальному наследию прошлого разных народов.




09.11

Тема урока: «Средства выразительности в музыке»


Цель: Развитие и закрепление темы «Средства выразительности в музыке».


Задачи:

- научить определять динамические оттенки;

- познакомить с приёмом «звуковедение»;

- развивать креативные способности учащихся;

- прививать интерес к музыкальному искусству;

План урока:

1.Сообщение о цели и задачах урока.

2.Слушание музыки: Чайковского  "Времена года"

3.Новый материал: «Звуковедение».

4.Подведение итогов урока.


Ход урока:


1.Сообщение о цели и задачах урока:

- На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о выразительных средствах в музыке. 

2. Слушание музыки:

-А теперь я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение. Его написал замечательный русский композитор П.И.Чайковский. А называется оно «Времена года».





3.Новый материал:

Каждому времени года соответствует своя музыка: громкость, темп.......

 Характер движения музыки называется «Звуковедением». Звуковедение – это тоже средство выразительности в музыке. Такой приём звуковедения – плавный, непрерывный называется «легато». 

- а может ли музыка звучать отрывисто, подпрыгивающе? (может)

 Такой приём звуковедения называется «стаккато». 


4.Итоги урока





 02.11

Тема урока. Молитва.

Цель: познакомить с молитвой, как словом и интонационно-образным её воплощением, значимости в нравственном становлении православного человека, музыкальной культуре.

Планируемые результаты:

Метапредметные: вызывать эмоциональный отклик на духовную музыку, развивать умение передавать собственные впечатления; развивать музыкальный  слух, музыкальную  память; чувство ритма; вокально-хоровые навыки; ассоциативное  мышление; творческие способности.


Предметные: дать детям понимание слова «молитва», учить детей слушать и анализировать музыку, видеть в музыке связь с жизнью;


Личностные: воспитать любовь к музыке классической, музыкальный вкус.

.

Ход урока

Этап урока


Организационный момент.

 О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм? (Молится, Молитва)Что такое молитва ?

Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним.


Значит, главное в молитве – СЛОВО. Слово в православии – это дар Божий. Как же мы порой оскверняем этот дар бранью, грубостью, примитивностью.

Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. От куда же появились молитвы?

Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», в закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие - Крещение Руси. Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии.

Главное отличие заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу.

О чем может человек разговаривать с Богом ? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д.

Вот как сказал о благодарственной молитве священник Александр Мень.

«Благодарственная молитва – самая прекрасная, чистая. Она не ищет своего, не просит, она переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За все: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить – за все это благодарит человек».

Просительная молитва – обращение к Богу за помощью во всех своих тяготах: и духовных и материальных; просят здоровья, радости, благ различных, всего, из чего состоит наша суетная, беспокойная жизнь.

Покаянная молитва – просьба простить за содеянное зло, за скверные поступки, за дурные мысли и желания.

Слушание

П.И.Чайковский

«Утренняя молитва»

«В церкви»



Послушайте: «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает».

Эти строчки написал на французском языке, Петр Ильич Чайковский. Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам.

А с чего начинается ваш день? (с завтрака)

А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой.

Звучит пьеса «Утренняя молитва».( Дети сами дают ей название)

Как услышали, что молитва, ведь нет слов?

В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. В пьесе есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям.


Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение? (просьба-обращение, благодарение, предупреждение)

А заканчивается «Детский альбом» вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают).

– Здесь более строгое звучание, сосредоточенное, даже покаянное. В фортепианном изложении словно целый хор поет самую краткую. Но значимую молитву «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, помилуй мя.»

– Это домашняя молитва?

Это, церковная, она больше похожа на покаянную, её можно назвать повседневной. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски.

Итог


- Что такое молитва, для чего нужна?

Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу.

Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов.

Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу.





Комментариев нет:

Отправить комментарий